Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:07

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Использование метода проектов в процессе обучения учащихся специальных коррекционных классовVII вида на уроках музыки
[ ] 01.12.2009, 14:29
Елена Николаевна Смирнова,
учитель музыки
МОУ СОШ № 32 г. Кирова,

Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
При изучении различных дисциплин в школе, в том числе и на музыке, у детей часто складывается ощущение, что материал, изучаемый ими на уроках, никак не связан с окружающим миром, а потому не может им пригодиться. Чтобы изменить это ощущение, показать взаимосвязь теории с практикой, а также общность изучаемых предметов, следует изменить подходы к организации образовательного процесса, найти новые методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.
Одной из педагогических инноваций, активно используемых учителями в последнее время, является метод проектов. Проект является  слиянием теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учителю решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
В настоящее время во многих общеобразовательных школах существуют специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии, в частности специальные (коррекционные) классы VII вида. Основной контингент  составляют дети с задержкой психического развития, испытывающие трудности в учении и освоении социальной роли ученика. Процесс социализации данной категории подростков осложняется наличием у них низкого уровня сформированности коммуникативной культуры.
Развитие навыков культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, изложение и обоснование своего мнения, отстаивание правоты суждений, анализ результатов - все это особенно важно для нас, учителей средней общеобразовательной школы, где учатся дети с задержкой психического развития. Ведь зачастую, учащиеся, приходящие к нам, не умеют говорить, обобщать и делать выводы. Они привыкли к недоверию, сомнению учителя в их силах. Нам нужно научиться доверять ученикам, а учащимся принимать помощь учителя. Работая с детьми, имеющими различную степень задержки психического развития, отмечаю, что эмоциональная атмосфера во многих классах неблагоприятная и часто характеризуется высоким уровнем тревоги, конфликтности и агрессивности. В процессе обучения возникают трудности из-за того, что учащиеся не умеют общаться друг с другом и вести диалог. Поэтому и была поставлена одна из коррекционно-развивающих задач: развитие у учащихся коммуникативных умений через применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Закономерности становления основ коммуникативной культуры личности рассматривались многими авторами с различных позиций. Это и философские исследования М.М. Бахтина, Л.П. Буевой, О.И. Джиоева, работы социальных психологов Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, в дидактических направлениях личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильиа, С.Ю. Курганова
Существует несколько трактовок этапов работы над проектом, в частности у известного русского педагога Е.Г. Кагарова (1926 г.), М.В. Крупениной, И.Д. Чечеля и др. Для учащихся специальных (коррекционных) классов наиболее удобной является следующая трактовка этапов работы над проектом:
  • Составление плана
  • Выполнение проекта:
                а) сбор конкретных фактов
                б) группировка материала
                в) применение полученных знаний на практике
  • Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы. Презентация.
Важно, чтобы проект был педагогически значимым, вызывать у учащихся интерес и желание над ним работать.
На начальном этапе работы с учащимися специальных (коррекционных) классов VII вида я выбираю наиболее доступный вид проектов – информационный.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (класса). Результатом такого проекта является оформление стенда, презентация на обобщающем уроке. По времени такой проект может занимать 2-4 урока. Целесообразнее всего проводить его в конце четверти или года. На своих уроках я предлагаю следующие темы проектов:
Как создавалась народная музыка?
Влияние музыки на человека.
Современные музыкальные группы.  
Эту легкую музыку… называют эстрадною ...
Что такое частушки?
О чем рассказывает музыка.
Музыка звучит в литературе и др.

Предлагаемые темы проектов не все учащиеся могу выполнить самостоятельно в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального развития. Начинать лучше с групповых проектов, при этом группы формируются так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Учитель должен заранее спланировать, сконструировать проект, чтобы направлять учащихся, помогать им. Если учащиеся затрудняются – оказать посильную, пошаговую помощь. Роль учителя в работе над проектом заключается в помощи ученикам в поиске нужных источников, он сам может являться источником информации, координировать и направлять процесс, поощрять учащихся, поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Перед учащимися ставится цель - найдя информацию по теме, они должны:
  • обосновать свой выбор;
  • грамотно, четко формулировать свои мысли, давать полные ответы;
  • сделать запрос учителю в ситуации «дефицита информации» или способов действий;
  • уметь договариваться между собой в доброжелательной атмосфере;
  • воспользоваться карточками, помощью учителя, если возникают затруднения.
Всю работу с учащимися по развитию коммуникативных умений я разбила на три этапа:

Этапы
Умения, отрабатываемые под руководством учителя
1 этап (3-4 класс)
Готовность учащихся участвовать в урочном общении
 
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
 
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
 
Комментировать вопросы и ответы
 
Делать сообщения
 
Рассказывать логично и последовательно
2 этап (5-6 класс)
Простота и чёткость речевого высказывания
 
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
 
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
 
Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
 
Умение использовать риторические вопросы
 
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
 
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания
3 этап (7-8 класс)
Умение вести беседу в паре, в группе
 
Умение поддерживать беседу
 
Умение вести конструктивный диалог
 
Умение построить дискуссию и вести её
 
Умение участвовать в презентациях, играх и турнирах

При работе с учащимися 3-4 классов приходится устанавливать правила, которые регламентируют правила общения в процессе урока. В начале урока объясняю правила ответа, учащимся выдаются памятки:
- любое мнение для учителя ценно;
- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать своё мнение, не перебивай его;
- обращение начинается с имени;
- голос – твой дар, умей им владеть – говори громко, четко.
В начальных классах приходится работать с учащимися над умением правильно строить ответ, находить информацию в учебнике, пользоваться услугами библиотеки, внимательно слушать ответ своего товарища.
С учащимися 5 - 6 классов использую элементы проектной деятельности на уроках, отдавая предпочтение группам сменного состава. Так как в классе 12 человек, то группы образуются по 4 человека. Обязательно в группе должна быть девочка, чаще всего они могут уладить споры, возникающие внутри группы. К уроку учителем подбираются источники, из которых учащиеся могут уже самостоятельно найти нужную информацию. Например, 1-ая группа в информации ищет сведения о жизни известного композитора Л. Бетховена, 2-ая группа – о творческом пути композитора, 3-я группа – значение творчества композитора для современников. Учащимся разрешается выписать сведения на лист или в тетрадь, но более ценно, когда они используют схемы или тезисы. После выполнения работы в каждой группе выбирается «испытатель», который выступает с рассказом по теме группы. Данный вид работы подготавливает учащихся к самостоятельной работе над проектом, развивает навыки общения внутри группы, речь, связно выражать мысли.
В 7-8 классах основными задачами формирования и выявления у подростков уровня коммуникативных умений были выделены следующие критерии: умение слушать, умение высказывать свою точку зрения, умение отстаивать свою точку зрения.
С помощью психолога, который составил анкету, проверили умение учащихся воспринимать учебный материал, умение высказывать свои мысли, эмоциональное и поведенческое умение.
Первоначальное анкетирование в 5 б классе в 2008 году показало, что 62% учащихся концентрируют свое внимание на том, что интересно ему, 24% - могут высказать мысль, следуя помощи  учителя, 14% - слушают рассказчика внимательно, но эмоциональной заинтересованности не проявляют. В следующем учебном году было проведено повторное анкетирование в 6б классе по прежним критериям. Результаты оказались более высокими: 65% учащихся концентрируют свое внимание на том, что интересно ему, 24% - могут высказать мысль самостоятельно, 11% - слушают рассказчика внимательно, но эмоциональной заинтересованности не проявляют.
Таким образом, был сделан вывод, что применение метода проектов на учебных занятиях позволяют формировать у учащихся следующие навыки социального и психологического плана:
- общаться в паре, не мешая другим участникам учебной группы;
- слушать друг друга, не перебивая без особой надобности;
- слышать друг друга, т. е. понимать услышанное;
- считаться с мнением партнёра, уважать его мнение;
- отстаивать свою точку зрения.
Работа в специальных (коррекционных) классах с использованием метода проектов в течение трех лет показала, что работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников: по мере выполнения работы возрастает интерес к проекту, учащийся видит результаты своего труда и это повышает его самооценку.
В ходе работы над проектом у учащегося развиваются речевые умения и умения общаться – строить логически собственное высказывание, убедительно излагать свою мысль (устно или письменно), делать устный или письменный отчет о проделанной работе.
Силы ребенка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут полезные дела. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика. Проект может стать одной из форм сотрудничества учителя, ученика и родителей.
 
Литература:
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Крылова Н., Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000.
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2008.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: проектная деятельность, классы YII вида, педагогическая инновация, коммуникативные умения, познавательная деятельность, социальная роль ученика
Просмотров: 2571 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52960)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26930)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz