Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:29

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания
[ ] 27.11.2009, 15:31
Ольга Николаевна Митрохина,
учитель истории и обществознания
 МОУ СОШ №34 города Кирова

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою сопричастность к истории.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории и обществознания. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов в обучении, которые были бы направлены на:

• Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;
• Развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
• Формирование не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
• Развитие познавательного интереса учащихся.

И ведущее место среди методов, которые бы соответствовали данным характеристикам, принадлежит методу проектов.

В своей практике я использую следующие виды проектов:
1. Практико-ориентированные (продукт в таких проектах заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, страны).
2. Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории).
3. Творческий проект (предлагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, путешествия и т.д).

Так же можно выделить проекты по предметно-содержательной области:
1. монопроекты – в рамках одного предмета, хотя может быть использована информация из других областей знаний;
2. межпредметные проекты – могут быть реализованы только во внеурочное время, требуют глубокой содержательной интеграции.
3. Мини-проекты – могут быть реализованы в ходе спаренных уроков.

Например, мной в этом году на уроках истории и обществознания были реализованы следующие мини-проекты:
- «Мое родословное древо» – основы жизненного самоопределения 5 класс.
- «Этический кодекс предпринимателя» – обществознание 10 класс.
- «Права человека в рисунках» - обществознание 7 класс.
- «Города Вятской земли» – историческое краеведение 9 класс.
- «Мой след в истории» – история 9 класс.

Важный момент в реализации проекта – выбор формы продукта проектной деятельности. В последнее время ребята выбирают следующие формы продукта проектной деятельности:
- выставка «Ремесла России»,
- газета «Мой любимый актер»,
- исторический журнал «Холодная война закончена?»,
- рекламный проспект «Древний Египет»,
- заочная экскурсия по городу Вятке,
- устный журнал «Знаменитые люди Вятки»,
- театрализация «Русская старина»,
- реферат «Улицы моего микрорайона»,
- мультимедийный проект «Политические режимы»,
- макет «Рыцарский замок»,
- Игра для 8 классов «Города-герои».

Лучше всего метод проектов работает на обществоведческих дисциплинах. Эти предметы тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников.
Чаще всего в своей практике на уроках обществознания я использую творческие проекты. Например, «Полезные дела» (6 класс), «Символика нашего класса» (5 класс), «Полезная вещь» (5 класс), «Природа и человек» (8 класс) и т.д.

В ходе проектной деятельности у детей формируются:
- рефлексивные и поисковые умения,
- навыки оценочной самостоятельности,
- умения и навыки работы в сотрудничестве,
- менеджерские умения и навыки,
- коммуникативные,
- презентационные.

Меняется и роль учителя в ходе проектной деятельности. Теперь педагог выступает в роли:
- энтузиаста (повышает мотивацию учащихся),
- специалиста (учитель перестает быть предметником, а становится педагогом широкого профиля),
- консультанта,
- руководителя,
- координатора,
- эксперта.

Современная школа стремится уделять больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно и ведущая роль здесь принадлежит педагогу. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не может быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя теперь базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

Литература.
1. Организация проектной деятельности в школе: система работы/автор-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.,- М: АРКТИ, 2006.
3. Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ автор-сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: Презентация, информационный проект, практическая деятельность, компетенции, творчество, проект, навыки, мини-проект
Просмотров: 3757 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz