Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:49

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Использование метода проектирования на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
[ ] 15.12.2009, 10:37
Светлана Юрьевна Старостина,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №22 г. Кирова
 
Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.
Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело.
Я хочу привести пример использования проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» и представляю конспект урока: «Солнечная система и её объекты», урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Целью данного урока является формирование знаний об элементах солнечной системы и применение их посредством проектной деятельности. Конечным результатом деятельности учащихся на уроке является дидактическая игра «Помоги жителям разных планет отправиться домой».
В данной работе принимают участие все ученики класса. Работа проходит в группах. Каждому найдется задание по способностям и возможностям.
 
Конспект урока
Цель урока:

Образовательные:
1. Закрепить знания об объектах солнечной системы.
2. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.

Развивающие:
1. Развивать коммуникативные умения учащихся.
2. Развивать творческие способности.

Воспитательные:
1. Повышать интерес к учебному процессу.
2. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Орг. момент:
Проверка домашнего задания:
Ее можно провести в виде фронтального опроса, используя материалы учебника А.А.Вахрушева «Окружающий мир» 2 класс (стр.12) и «Рабочей тетради» к учебнику. Можно использовать во время повторения материалы диска «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» раздел «Мир вокруг» - солнечная система.

Проектная деятельность:
1 этап: Погружение в проект.

Учитель: - Все вы любите играть в игры, с появлением компьютеров игры стали более разнообразными: можно отправиться в прошлое, а можно в глубины океана. От космических спасателей пришло письмо-обращение к школьником планеты Земля. В нём говорится, что космические пираты захватили инопланетный корабль, на котором находились представители разных планет. Пленников освободили спасатели, но они не ничего не помнят о себе и своей планете. Чтобы отправить освобождённых на их родную планету, нужны сведения о планетах и о том, как предположительно должны выглядеть её жители. Вы согласны помочь освобождённым пленникам?
Мы придумаем игру «Помоги жителям разных планет отправиться домой».
Задачи:
1. Вспомнить отличительные черты каждой планеты солнечной системы.
2. Составить таблицу, используя соответствующие знания.
3. Приготовиться к выступлению.

2 этап: Организация деятельности:
Учитель распределяет учеников на группы.
Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.

Название планеты
Отличительные черты планеты
 
 
 

После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению.
В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает.

3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению.
Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны.

№ по удаленности от Солнца
Название планеты
Отличительные черты данной планеты
Какими отличительными чертами должны обладать жители?
1.
Меркурий
Первая планета от солнца. Самая горячая. (до +340)
Н: обитатели живут в пузыре из воды.
2.
Венера
Нет облаков.
Нет воздуха.
Н: у жителей нет носа. Не дышат. Или в спец.скафанре.
3.
Земля
Есть воздух. Много воды.
Человек.
4.
Марс
Красная планета. Марс-бог войны.
Жители красного цвета. Возможны мечи.
5.
Юпитер
Самая крупная планета.
Жители очень крупные. Спец. приборы для перемещения.
6.
Сатурн
Кольца. Спутники планеты.
Жители имеют пояса.
7.
Уран
Нет твердой поверхности.
Жители летают.
8.
Нептун
Самая удаленная от солнца, значит самая темная.
На теле жителей фонарики.
9.
Плутон
 
 

4 этап: Продукт проектной деятельности.
Продуктом в данной работе является коллективная игра.
Правила игры: «Мы летим на космическом корабле в космическом пространстве. В одном из сражений с космическими пиратами, мы освободили пленных жителей разных планет. Жителей нужно отправить домой на их планеты. Определите по внешнему виду, на какой планете живет данное существо.
Учащиеся с увлечением рассматривают картинки собственного производства. По отличительным чертам каждого жителя дети определяют, на какую планету его отправить. ( Приложение 1.)

Итог урока:
Какие знания и умения вам пригодились на сегодняшнем уроке?
Дети, конечно, ответят вам, что им пригодились знания об объектах солнечной системы. Расскажут, что пригодилось умение работать самостоятельно, слушать друг друга, умение работать с таблицей и т.д.
На меленьком листе бумаги дети рисуют рожицу, которая отображает настроение после этого урока и кладут ее в конверт. (Все дети нарисовали улыбку.).
К концу года я планирую провести еще несколько таких работ и сделать анализ: как изменились отношения в классе.
Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда в уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни.
Конечно, это только первые, неумелые шаги долгого учебного процесса, но они могут стать основанием, для развития умений и навыков самостоятельной работы, которая в дальнейшем поможет учащимся добиваться высоких результатов в достижении поставленной цели. Уже сейчас можно сказать, что дети умеют работать в парах и группах. Меньше времени уходит на распределение ролей. Меньше стали обращаться за помощью к учителю, могут искать выход из трудной ситуации самостоятельно.
Конечно, не все дети одинаково включаются в работу. Есть такие, которые не умеют еще работать коллективно, или пытаются отсидеться. К таким детям следует быть внимательными. При распределении детей в группы, учитель должен следить, чтобы эти дети не оказались все в одной группе. Учитель помогает детям правильно выбирать для таких учеников вид деятельности, посильный для них.
Приложение 1

Это рисунки детей с изображением жителей планет. Житель Нептуна имеет на теле фонарики, так как это самая темная планета.

Житель Сатурна имеет пояс в виде колец, как у самой планеты.

Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: жители, объекты, Солнечная система, Выступление, коллективная игра, самостоятельная работа, проект, таблица, рисунки, группы
Просмотров: 13474 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz