Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:12

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Формы работы с педагогами ДОУ по развитию игровой деятельности детей
[ ] 02.12.2009, 16:16
Втюрина Лидия Александровна,
старший воспитатель МДОУ
детский сад № 175 г. Кирова
 «Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».

                               В.А. Сухомлинский
 
Игра в жизни ребенка занимает очень важную роль, преобладая над всеми остальными видами деятельности. «Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных» [Концепция дошкольного воспитания].
В современном дошкольном учреждении часто игра уходит на второй план, т.к. родители на первое место ставят задачу по подготовке ребенка к школе. Но, как показывает практика, навыки чтения, счета и письма, усвоенные в дошкольном возрасте, не обеспечивают успешность школьного обучения ребенка. Мы видим нашего выпускника таким: ребенок, гармонично взаимодействующий с окружающей средой.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада [Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»].
В дошкольном учреждении воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога. От знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

При анкетировании воспитателей возникла проблема по организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную активизацию возможностей ребенка. Основными задачами работы с педагогами стали:
1. Повышение уровня теоретической и психолого-педагогической подготовки педагогов через использование разнообразных форм совместной работы.
2. Создание благоприятных условий для развертывания игровой деятельности в группах.
3. Оказание помощи молодым воспитателям.
В работе использовались традиционные, оправданные практикой формы:
1. Консультация «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»».
2. Педсовет «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом…» (Л.С. Выготский). (Приложение 1).

Для развития творческого начала, повышения педагогического мастерства воспитателей были предложены и альтернативные формы работы:
1. Круглый стол «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении с природой».
2. Коллективные просмотры: обучающие ситуации с игрушками-аналогами «В зимнем лесу», игры в путешествие «Морское путешествие», литературные персонажи в игровых ситуациях «Красная шапочка идет в гости».
3.  Конкурс педагогического мастерства.
4. Проектный метод в игровой деятельности дошкольника.
Проектный метод позволяет задействовать всех участников воспитательно-образовательного процесса. Педагогами были выбраны названия сюжетно-ролевой игры и написаны долгосрочные проекты по ее организации.
Чтобы сделать процесс игры увлекательным, интересным, воспитатели подбирали, изготавливали своими руками интересные пособия. В ДОУ прошла презентация многофункционального пособия для сюжетно-ролевых игр по возрастным группам «Игра и природа».
Оценивалось пособие по критериям: грамотная формулировка цели; контекстность цели (действительно направлена на формирование навыков ролевого поведения); адекватность игрового содержания цели; вариативность применения; оригинальность, новизна. Педагогами были представлены игры: «Улица города», «В зимнем лесу», «Морское путешествие», «Доктор Айболит», «Вкусный обед для зайчика», «Чудо – зверушки», которые получили рекомендации к использованию в группах.
В коллективе детского сада работают педагоги с большим педагогическим стажем и молодые, неопытные воспитатели. Поэтому при планировании методической работы предусматривался индивидуальный, дифференцированный подход к образовательной деятельности педагогов.
Было очень важно поддержать молодых воспитателей, оказать им практическую помощь в организации детского коллектива, найти правильные пути решения воспитательных задач. Педагоги высокого педагогического мастерства, работающие на самоконтроле, помогали в закреплении знаний теоретических основ программ и практических умений. Среди педагогов существовала взаимовыручка, наставничество, поэтому молодые воспитатели чувствовали себя уверенно в педагогическом коллективе, вносили заряд бодрости, молодости, творчества.
Таким образом, благодаря системной, последовательной методической работе все участники педагогического процесса увидели интересные, увлекательные стороны игровой деятельности, педагоги освоили руководство игрой, обеспечивающее максимальную активизацию возможностей ребенка.

Приложение 1
Педсовет «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом…» (Л.С. Выготский).
Повестка дня:
  • Доклад «Игровая деятельность в дошкольных учреждениях».
  • Сообщения из опыта работы: «Окружающий мир в игре детей», «Особенности игры старших дошкольников».
  • Тематическая выставка многофункционального пособия для сюжетно-ролевых игр по возрастным группам «Игра и природа».

· Деловая игра:
1. В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важном средством воспитания. Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, куколки) найдены в раскопках Москвы, Коломны. На Руси игрушки имели серьезное значение. Назвать вид игрушки и как их можно использовать в сюжетно-ролевой игре?
- детская мебель, посуда (сюжетные);
- пирамидки, матрешки, мозаика (дидактические);
- мишка – «дергунчик» (игрушки-забавы);
- мячи, обручи, каталки (спортивные);
- дудочка, музыкальная шкатулка (музыкальные);
- маски, костюмы (театральные);
- детская швейная машинка (техническая);
- фигурки животных (сюжетные);
- конструктор «LEGO» (строительные, конструктивные материалы);
- фигурки артистов, «продукты», «тетрадки» и т.д. (игрушки – самоделки).
2. Придумать игровую ситуацию по предметам для детей своей группы: альбом с фото, пирамидки-елочки, мягкие игрушки (попугай, лошадка), пожарная машина.
3. Определить в какой возрастной группе проводится игра (по цели).
·  Итоги тематического контроля.

Приложение 2.
Экспресс-консультация «Сюжетно-ролевая игра» (предложены задания для воспитателей по данной теме).
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведения в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада.
1.Выбрать правильные ответы:
1.1.    Все детские игры можно разделить:
а) сюжетно-ролевые игры и игры с правилами;
б) сюжетно-ролевые, театральные, подвижные, дидактические.
1.2.    Сюжетно-ролевые игры – это игры:
а) содержание, специально разработанное взрослыми и четкими игровыми правилами;
б) игры, которые придумывают сами дети.
1.3. Необходимые элементы, обеспечивающие интересную игровую деятельность в сюжетно-ролевых играх:
а) знание – действие – общение;
б) подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.
1.4. Может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру?
а) нет, дети должны самостоятельно играть;
б) да – это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление.
1.5. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми:
а) умение выбора темы игры и атрибутов;
б) умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
1.6. Основной путь воспитания в игре:
а) влияние на ее содержание, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов;
б) установление и выполнение правил в игре.
2. Определить возраст детей:
2.1. Желание сыграть свою роль с большой выдумкой, изобретательностью, а также интерес к детям. Дружно, без конфликтов выбирают тему игры, распределяют роли с учетом того, кто лучше справиться с той или иной ролью. (Старшая, подготовительная группы).
2.2. Несложный сюжет с логической последовательностью действий. Интересы неустойчивы, часто переключаются с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняют сюжет игры. (1 младшая, 2 младшая группы).
2.3. Возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученных из художественной литературы, рассказов взрослых, теле- и радиопередач. Понимание необходимости оказывать друг другу помощь, возникновение представления о взаимодействии. (Средняя группа).
3. Заполни пропуски в тексте:
3.1. «Первое условие игры как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях реального мира».
3.2. «Усвоение и расширение знаний о предметном мире, деятельности взрослых тесным образом связаны с игровыми действиями, которые по сути соответствуют реальным, но совершенствуются не теми орудиями, инструментами, которыми пользуются взрослые, заменителями – это игрушки, природный материал и разнообразный дополнительный материал».
3.3. «Подражая тому, что он видит в окружающей его жизни, ребенок, благодаря своей эмоциональной восприимчивости, создает в игре под руководством воспитателя новую жизненную ситуацию, в которой стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми».
4. Дать перечень 5 названий сюжетно-ролевых игр по темам (с 1 младшей группы по подготовительную группу): дом – семья, транспорт, животные, больница, путешествия, по литературным произведениям.
5. Показать или рассказать варианты: как начать сюжетно-ролевую игру в группах: 1 младшая, 2 младшая группы; средняя группа; старшая, подготовительная группы.
6. Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении с природой: виды игровых обучающихся ситуаций; построение обучающих ситуаций с игрушками-аналогами; использование литературных персонажей в игровых ситуациях; вымышленные герои в обучающих ситуациях; игры в путешествия.
[Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, апрель 2007г., стр. 55., М.Н. Васильева, воспитатель.]
Литература:
  1. Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва, «Линка - Пресс»,2009г.
  2. Журнал «Справочник старшего воспитателя», апрель 2007г., стр. 55., М.Н. Васильева, воспитатель.
  3. Концепция дошкольного воспитания.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: экспресс-консультация, проектный метод, игровая деятельность, умственное развитие, педагогический совет, развитие, личность, дошкольник, педагог
Просмотров: 6095 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz