Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:23

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Формирование распространенного предложения с однородными членами у детей с общим недоразвитием речи
[ ] 08.12.2009, 14:06
Елена Игоревна Даровская
учитель-логопед детский сад
комбинированного вида №165 города Кирова

Готовность ребенка к школьному обучению определяется уровнем произвольного оперирования речью. Работа по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре.
Анализируя диагностику речи детей, поступающих в логопедические группы, я выявила, что дети не владеют навыками построения предложений даже простых конструкций, в них не присутствуют однородные члены. Учитывая это, я поставила перед собой цель – разработать систему логопедической работы по формированию распространенного предложения с однородными членами и выявить оптимальные для этого условия.

Определила задачи:
1. Обучать грамматическому развертыванию простого предложения, распространяя его однородными членами.
2. Формировать обобщенные представления о грамматических отношениях слов в предложении, вырабатывать чувство языка – особого механизма контроля правильности речи.
3. Закреплять простейшие навыки связной речи и всех ее компонентов.

Прежде чем приступить к реализации поставленных задач, я провела подготовительную работу: изучила литературу по соответствующей теме, составила перспективный план, подобрала специальные упражнения, игры в соответствии с возрастом детей, подготовила наглядный материал – демонстрационный и индивидуальный на каждого ребенка
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Типы предложений появляются у детей с недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что при нормальном развитии, только в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтетической системы языка.

На основе работ многих авторов, и основываясь на собственном опыте, я выделила следующую последовательность в работе:
1.    Предложения с однородными подлежащими.
2.    Предложения с однородными сказуемыми.
3.    Предложения с однородными дополнениями.
4.    Предложения с однородными определениями.

Свою работу по обучению правильному построению предложения начинаю со знакомства с понятиями: слово-предмет и слово-действие – это основа для последующей работы над предложением. В процессе обучения дети овладевают умением чувствовать грамматическую основу предложения, затем ввожу дополнения, определения или как мы их называем «красивые слова». Расширяя и накапливая словарь, создаю базу для распространения предложения, что приводит к овладению связной речи.
После отработки простого нераспространенного предложения, предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями я приступаю к заключительному этапу – распространению предложения однородными определениями.
Для большей эффективности обучения в своей работе опираюсь на различные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные), т.к. этот комплекс дает хороший результат в усвоении знаний.
Для наглядного представления структуры предложения я знакомлю ребят с графическими схемами, которые обозначают определенные члены предложения. Графический план в этом случае является аналогом внутренней смысловой программы построения предложения, а схемы помогают превращать замысел в линейную последовательность слов.
В  своей работе использую следующие схематические изображения:

Этот набор схем есть демонстрационный у логопеда и индивидуальный у каждого ребенка. Работа со схемами помогает детям отработать понимание того, что предложение состоит из слов, конкретно ощутить их границы и раздельное написание, а затем закрепить умение правильного построения предложения в речевой практике.
На момент обучения детей распространению предложений однородными определениями – словарь уже достаточный по объему, но детям с ОНР сложно подбирать качественные характеристики к предлагаемым объектам. На начальном этапе я включаю вместо условных графических обозначений определений – волнистых линий, схемы «цвет, размер, форма, вкус и т.д.», которые использую для составления описательных рассказов (Т. Ткаченко).
В зависимости от лексической темы можно варьировать набор схем:

Эта замена значительно облегчает подбор точных и разнообразных определений для данного дополнения. На этот момент становится возможным задавать общие вопросы, начинающиеся со слов: «Какой?».
В обучении детей распространению предложений однородными членами использую такие приемы как ответы на вопросы педагога, составление предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, дополнение предложений пропущенными словами. Закрепляю полученный навык с помощью серии дидактических игр-занятий, содержание которых разработала с учетом лексических тем и игровых ситуаций.
Особое значение для развития регулирующей функции речи имеет обучение самоконтролю. Ребенок, составив предложение, сравнивает его со схемой и обосновывает правильность или ошибку своего ответа.
Игровые ситуации, упражнения помогут закрепить полученные навыки в интересной форме. На занятиях по ИЗОдеятельности  в игре «Художник» или «Фотограф» ребята по итогу своего творчества составляют предложения с однородными определениями, добавляя в нарисованный образ дополнительные словесные характеристики.
Анализируя результаты диагностики можно сделать вывод, что чем больше дети составят предложения по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, развернуто отвечают на вопросы, тем быстрее они усваивают различные грамматические структуры простых предложений и тем самым скорее продвигаются в своем речевом развитии.
Варианты игр дают возможность многократного повторения изученного материала и более прочного усвоения его детьми.
Организация речевой практики у детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, во всех режимных моментах, любой деятельности приводит к значительным продвижениям в овладении лексико-грамматического строя языка.
Полученные при обучении навыки и умения построения распространенного предложения позволяет дошкольникам свободно, правильно строить самостоятельные высказывания, что является неотъемлемым свойством речевой культуры в целом, развитию природного языкового чутья.

Список литературы
1. Боряева Н.Ю. Соболева А.В. Ткачева В.В. Практикум по коррекционно – развивающим занятиям. - М.: Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
2. Воробьева В.К.«Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: «Астрель», 2006.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1973.
4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М.: Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
5. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - С.-Петербург: «Союз», 1999.
6. Слепович Е.С. Формирование речи дошкольников с задержкой психического развития. – Минск: «Народная асвета», 1989.
7. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «ВЛАДОС», 2005.
8. Худенко Е.Д., Мельчикова Г.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: определения, однородные, Предложение, дидактический, анализаторы, формирование, Структура, система, вариативность, игра
Просмотров: 3561 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz