Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:51

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников
[ ] 11.11.2009, 11:51
Татьяна Анатольевна Багина,
воспитатель МДОУ ЦРР д/с №96 г. Кирова
 
Дошкольное детство – это период развития ребенка, когда закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.
С ростом и развитием расширяется сфера познавательных интересов. Происходит устойчивое и глубокое стремление к познанию окружающего мира. Ребенок смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, он задает массу вопросов, основной из которых «почему?». Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это, по сути, внешние проявления познавательного интереса [3].
Актуальность проблемы вызвана тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений [2].
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников. В процессе экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский [2].
Задача воспитателя сделать так, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов, которые используются при обучении детей экспериментированию:
      Работа руками детей. «Сейчас Лизочка возьмет палочку и положит ее на бумагу» - говоря так, воспитатель берет палочку рукой Лизы и кладет ее в нужное место.
      Дробление одной процедуры на несколько мелких действий поручаемых разным ребятам: «Данил, подсыпай почву с этой стороны. Так... Так... Аккуратнее… Кирилл, подсыпь почву с другой стороны... Молодцы, вы все хорошо сделали»
      Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки огурцов».
      Помощь воспитателя детям: «Оля, тебе помочь? Давай я подержу воронку, а ты дуй через воронку на свечу и пытайся ее погасить».
      Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой: «Что мне надо взять прежде всего? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно - ли я держу растение? Что, Аня, оно наклонилось? (Намерено допускаю ошибку, чтобы привлечь внимание к самому ответственному моменту). Сейчас поправим. Теперь правильно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».
      Намеренная ошибка воспитателя: Иногда допускаю неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления.
Точно так же иногда выполняю неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки [1].
Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а так же одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно. Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте.
Как зачатки настоящего экспериментирования использую прием - решение экспериментальных задач. Провожу целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а так же организую конкурсы и соревнования («Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»). Использую три типа экспериментальных задач:
      Как доказать что... (воздух может передвигать предметы и т.п.).
      Сколькими способами можно осуществить это действие... (потушить свечу, сдвинуть предмет со стола).
      Предскажите, что получится, если... (положить иглу на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев, какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т.п.) [1].
В старшем возрасте возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливаем, кто из ребят оказался наиболее близок к истине [1].
Практика показала, что элементы экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательные занятия, но и в развитие речи, математику, уроки здоровья, в рисование. Наблюдение и труд так же являются тесно связанными видами деятельности. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
 
Литература:
  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с [Текст] / Пособие для работников дошкольных учреждений/ А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2003. – 56 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
  3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с. - (Программа развития).
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: познавательный интерес, приемы, наблюдение, познавательная активность, проблемные вопросы, исследовательская деятельность, экспериментирование
Просмотров: 5037 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz