Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:34

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Алгоритм работы по развитию понимания и смысловой стороны речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
[ ] 09.12.2009, 10:16
Наталия Николаевна Томилова,
учитель-дефектолог МДОУ детский сад
компенсирующего вида № 119 города Кирова

Наши воспитанники – дети с интеллектуальной недостаточностью, в работе с которыми стараемся максимально устранить, компенсировать недостатки развития и подготовить к обучению в коррекционной школе.
В ходе первоначального обследования и диагностики вновь поступивших к нам детей мы выявляем типичные особенности и причины речевых нарушений и отмечаем у них следующие отставания:
  • снижение понимания речи взрослых;
  • недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи;
  • замедленный темп восприятия, отсутствие его целостности;
  • фрагментарность и неточность представлений о предметах и явлениях;
  • разрыв между словом и действием, словом и образом;
  • формальность и примитивность речевого общения;
  • отсутствие интереса к речевому соучастию;
  • бедность и ограниченность словарного запаса.
В накоплении и обобщении опыта опирались на теоретические и методологические основы, изложенные в «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» А.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А. Зарина, Н.Д. Соколовой, рекомендации коллег практиков из других городов РФ: Г.А.Толмачевой, Л.П.Уфимцевой, А.М.Курицыной, Т.В.Медведевой, И.В.Розановой и др.
Изучив современные основополагающие теоретические аспекты в области коррекционного воспитания и обучения дошкольников, выбрали главную цель: создать систему обучения рассказыванию на основе конкретного, наглядного материала.
Понимая, что дошкольное детство – период активного восприятия и познания окружающего мира, мы поставили основные задачи по взаимодействию с детьми в работе над развитием речи:
  • научить полноценно понимать речь взрослого через создание речевой развивающей среды;
  • развивать коммуникативную (диалогическую и монологическую) функцию речи.
С целью решения поставленных задач нами были разработаны и апробированы следующие этапы работы.

1 Этап - подготовительный.
Задачи:
  1. Обогащать детей чувственным познавательным опытом через создание предпосылок и условий для пробуждения речевой активности и интереса к предметному миру.
  2. В процессе познания активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнения, обобщения) через ощущения и восприятия наглядного материала (игрушки, предметы, картинки).
Развивать диалогическую функцию речи с использованием речевых и неречевых средств коммуникации.
Решая данные задачи, на занятиях и в повседневной жизни мы всячески содействовали речевым контактам между детьми и взрослыми, активизировали речевое участие детей. Содержание этой работы проводили по трем направлениям: «Посмотри», «Покажи», «Назови» с детьми 3-4 лет на 1 и 2 годах обучения.


 



Итогом данного этапа были следующие результаты:
  • дети выполняли действия по подражанию, образцу и частично словесной инструкции с игрушками, предметами: называли предметные картинки, понимали явный смысл на сюжетных картинках;
  • у детей активно формировалась диалогическая функция речи (вопрос-ответ);
  • активизировались мыслительные процессы, обогащался чувственный опыт и на его основе лексический словарь;
  • в речи появились короткие фразы.
2 Этап - основной. Задачи:
  1. Развивать монологическую функцию речи (рассказ-сообщение); работать над смысловой стороной речи, а также распространенной фразой.
  2. Обучать детей последовательно и связно рассказывать по вопросам, образцу, наглядным опорам (фигурки, силуэты, рисунки, символы, схемы).
  3. Формировать познавательную направленность на установление функциональных связей между объектами, т.е. определение места и время событий, их последовательность и причинно-следственные связи.
Специфическими приемами обучения на данном этапе были:
  • вопросы к отдельным опорам (Что? О чем будем рассказывать?);
  • выкладывание опорных карточек в последовательный ряд (слева направо), по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
  • сравнение опорных символов на соответствие теме, исключению лишних;
  • исправление ошибок, определение нелепостей;
  • комментированное рисование педагога (Кто? Что? Какой? Где?)
  • выбор правильных вариантов ответов;
  • определение причинно-следственных связей, скрытого смысла;
  • составление краткого плана описания с опорой на схему и др.
Данные приемы помогали преодолеть смысловые нарушения в сообщениях детей, спланировать последовательность их высказываний. Чтобы речь была «инструментом» мыслительной деятельности детей выбрали следующее направление: «Опиши, расскажи сам» с детьми 5-6 лет 3 и 4 годов обучения.
При обучении самостоятельному и связному рассказыванию, пересказу мы использовали вспомогательные приемы:
  • совместное или отраженное описание, сообщение;
  • рассказывание по частям с опорой на картинки, схему,
  • составление вариантов диалогов;
  • дополнение сообщений, оценка детьми, исправление ошибок.
 
 
К концу второго этапа дети научились:
  • пользоваться в повседневном общении фразами из 3-6 слов;
  • адекватно отвечать на вопросы;
  • описывать предметные и сюжетные картинки с помощью наглядных опор из 4-6 фраз;
  • пересказывать знакомые сказки по серии картинок;
  • монологическая речь приобретала последовательный и более связный характер;
  • смысловых ошибок стало меньше.
3 Этап - заключительный. Задачи:
  1. Упражнять и совершенствовать умение связно рассказывать.
  2. Закреплять навыки общения; активизировать детский словарь.
  3. Учить понимать и выполнять словесные инструкции взрослых.
  4. Продуктивно использовать дозированную помощь педагога в моделировании сообщений на опорах, в составлении плана описаний, рассказов.
С целью поддержания мотивации к рассказыванию, мы стремились связывать речевые сообщения детей с эмоциональным, бытовым и игровым опытом. Кроме того, использовали дополнительные приемы:
  • игровой («Поможем Незнайке» нарисовать, рассказать);
  • составление словесного отчета или планирование действий ребенка (в игре, в труде, в рисовании, конструировании);
  • использование дозированных графических подсказок;
  • сравнительные описания, сообщения, рассказы;
  • зарисовки с помощью условных обозначений;
  • упражнения в наглядном моделировании последовательности сообщений;
  • планирование рассказов из опыта отвлеченно (Когда? Где? Что было?)
Задачи данного этапа реализовали по направлениям: «Нарисуй», «Расскажи» с детьми 6-7 лет 4 года обучения. 
В помощь для зарисовок предлагали детям образцы символов, силуэтных изображений, трафареты.
 
 
В направлении «Расскажи» упражняли детей в моделировании собственных сообщений по предлагаемым темам и по серии сюжетных картинок. При этом использовали активизирующие приемы в виде поисково-исследовательских вопросов: какой картинки не хватает? какая не подходит? какая лишняя? назови по порядку номера картинок? если переставить картинки местами получится правильный рассказ? и др.
Итак, сравнительный анализ речевых умений детей на начало обучения и на конец обучения к 7-8 годам показал значительную динамику в развитии речи, а именно:
  • дети научились полноценно понимать речь взрослого;
  • у них сформировалась коммуникативная функция речи (от диалогической к монологической);
  • улучшилась смысловая сторона речи;
  • существенно обогатился словарь, появились распространенные фразы;
  • дети составляют последовательные, связные описания, сообщения, рассказы из 5-7 фраз по картинкам, из опыта, по схеме, по плану;
  • дети планируют в речи свои действия, комментируют, делают словесные отчеты на занятиях и в повседневной жизни.
Вывод:
Только при условии последовательного, системного и наглядного обучения дошкольников развитию речи можно добиться положительных речевых результатов у детей в подготовке их к обучению в школе 8 вида.
Наш результат нас радует. Около 100 % наших выпускников успешно обучаются в школах 8 вида: № 13, 44, 50 г. Кирова.  
 
Список литературы:
  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
  2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под общ. Ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: моделирование сообщений, речевая развивающая среда, специфические приёмы обучения, коммуникативная функция речи, речевые отставания, наглядные опоры
Просмотров: 4096 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
With all these silly weeitsbs, such a great page keeps my internet hope alive.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz