Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Опыт реализации ФГОС и ФГТ [12]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Опыт реализации ФГОС и ФГТ » Опыт реализации ФГОС и ФГТ

Уголок природы в группе детского сада как средство формирования представлений детей 3 – 4 лет о природе
[ ] 28.03.2013, 11:26

Тетенькина Елена Викторовна,
воспитатель
МКДОУ №183 г.Кирова

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.

Наш детский сад – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей.

Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.

Знания, приобретенные ребенком в ходе проекта, становятся достоянием личного опыта ребенка. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Срок реализации проекта: год.

Вид проекта: исследовательско – творческий.

Участники проекта: дети в возрасте 3 – 4 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; обогащение развивающей среды группы.

Задачи проекта:

1. Развивать коммуникативные и речевые способности детей через ознакомление с характерными событиями и явлениями животного и растительного мира;

2. Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы, используя нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;

3. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии культуры познания окружающего мира;

4. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к представителям животного и растительного мира.

Новизна проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.

Ожидаемые результаты проекта: развитие коммуникативных и речевых способностей детей на примере самостоятельного описательного рассказа ребенка в отношении животного или растения; совершенствование экологической компетентности родителей по теме проекта; обогащение развивающей среды группы.

Описание основного содержания уголка природы в группе в рамках проекта : по каждому блоку мы используем аудио- и видеозаписи; электронные презентации (изображение животных, растений, птиц, рыб и т.д.); трафареты; наборы печатного материала (репродукции картин, иллюстрации; пластмассовые фигурки (животных, растений, птиц, рыб и т.д.); плоскостные игровые макеты с различными средами обитания (деревня с домиком, лес, поле, море, горы и т.д.); набор масок и ободков с изображением животных, растений, птиц, рыб и т.д.; картотека подвижных и дидактических игр по данному проекту; выбор настольно-печатных игр по разным тематикам, касающимся темы проекта.

Нами был разработан перспективный план работы в уголке природы на 1 год. Упражнения, дидактические и подвижные игры, беседы и различные виды продуктивной деятельности проводились в рамках режимных моментов.

Содержание проекта во второй младшей группе

в уголке природы

П/н

Месяц

Название блока, цель

Тематика недель

1

Сентябрь

Растения (деревья, кусты, цветы)

«Многообразие мира растений: цветы, кустарники, деревья (внешний вид, строение, отличительные особенности»

«Деревья на нашем участке (тополь, береза, ель, клён)»

«Кустарники на нашем участке (акация, сирень, боярышник)»

«Цветы на нашем участке (ромашка, астра, одуванчик, колокольчик, георгин)»

2

Октябрь

Грибы

«Внешний вид, особенности строения грибов»

«Среда произрастания грибов»

«Съедобные и несъедобные грибы»

«Кто и как ест грибы»

3

Ноябрь

Овощи и фрукты

«Внешний вид, особенности строения овощей»

«Внешний вид, особенности строения фруктов»

«Среда произрастания овощей и фруктов»

«Что можно приготовить из овощей и фруктов»

4

Декабрь

Дикие животные

«Характерные признаки представителей диких животных: медведя, лося, кабана, волка, лисы, зайца, белки, ежа»

«Особенности среды обитания представителей диких животных»

«Особенности питания и существования в лесу представителей диких животных»

«Детеныши представителей диких животных»

5

Январь

Домашние животные

«Характерные признаки представителей домашних животных: коровы, лошади, свиньи, собаки, кошки, овцы, козы»

«Особенности среды обитания представителей домашних животных»

«Особенности питания и польза приносимая домашними животными людям»

«Детеныши представителей домашних животных»

6

Февраль

Птицы

«Характерные признаки птиц: строение, повадки, отличительные особенности от животных»

«Давайте, познакомимся! Домашние птицы: курица, петух, гусь, утка, индюк (особенности среды обитания, питания, птенцы птицы)»

«Давайте, познакомимся! Дикие птицы: ворона, сорока, воробей, голубь»

«Экзотические птицы (страус, фламинго, пеликан, пингвин)»

7

Март

Рыбы

«Характерные признаки рыб: строение, повадки, отличительные особенности от животных и птиц»

«Давайте, познакомимся! Речные рыбы: щука, пескарь, окунь, сом (особенности среды обитания, питания, мальки рыб)»

«Давайте, познакомимся! Морские рыбы: акула, дельфин, кит, морской конёк (особенности среды обитания, питания, мальки рыб)»

«Давайте, познакомимся! Аквариумные рыбы: скалярия, сомик, меченосец, гуппи (особенности среды обитания, питания, мальки рыб)»

8

Апрель

Насекомые

«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (внешний вид)»

«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (среда обитания)»

«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (питание)»

«Вред или пользу несут насекомые человеку?»

9

Май

Неживая природа (песок, камни и т.д.)

«Наблюдение, игры и опыты с песком»

«Наблюдение, игры и опыты с камнями»

«Наблюдение, игры и опыты с глиной»

«Наши маленькие – большие помощники – песок, камень и глина»

Был разработан перспективный план совместной работы детей, воспитателей и родителей по названным блокам.

Для этого вначале была создана предметно- развивающая среда.

Развивающая среда в уголке природы по данному блоку включала следующее:

- аудио- и видеозаписи диких животных;

- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки диких животных;

- макеты пейзажей (лес, поле, луг);

- настольные игры «Взрослые животные и их детеныши», «Кто что ест» и т.п.;

- маски диких животных для создания игровых сюжетных линий.

Нами были выбраны форма взаимодействия с родителями воспитанников. Это выполнение заданий с детьми в «Дневнике природы». Задания оформлялись в печатном виде на листе формата А4. В дневнике отражались основные вопросы, в отношении которых необходимо было найти что-то новое или продублировать их в домашних условиях вместе с ребенком. Например, по блоку «Дикие животные» мы использовали такие вопросы:

1. Найти и вклеить на страницу дневника изображения диких животных (лося, кабана, медведя, волка, лисы, зайца, белки, ежа);

2. Повторить с ребенком такие понятия как: названия жилища животного, чем питается , как передвигается, как разговаривает, как зовут его детеныша;

3. Поиграть вместе с ребенком в игру «Узнай по описанию»;

4. Вклеить крупное изображение любого дикого животного и составить вместе с ребенком согласно данному педагогом плану описательный рассказ.

При реализации этого блока были поставлены следующие задачи.

Образовательные задачи: обогащать представления детей о диких животных; предоставить детям возможность при помощи педагога и родителей, а потом самим замечать характерные признаки представителей диких животных: медведя, лося, кабана, волка, лисы, зайца, белки, ежа, а также их детенышах, особенностях их жизни в лесу, добывания пищи.

Развивающие задачи: подводить детей к самостоятельному выделению признаков и свойств предметов (структура, материал, цвет); развивать коммуникативные и речевые способности детей в процессе составления совместно с педагогом небольших описательных рассказов.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к животному миру.

Перспективный план работы «Дикие животные» на 1 неделю

Образовательные направления

Образовательные

области

Содержание работы

Познавательно-речевое

Коммуникация
Развитие речи

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Скажи ласково», «Один – много», «Скажи, какой?», «Кто больше подберет слов»

Познание
Математическое развитие

Дидактические игры: «Кто больше?», «Уточним цвет животного», «Тень какого животного нарисована»

Конструирование

Создание из плоскостных фигур образа лисы

Ознакомление с окружающим миром

Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Кто как помогает человеку», «Узнай зверя по голове», «Отгадай и докажи», рассматривание иллюстраций из энциклопедии В.Степанова «Животные», «Кто спрятался»

Социально-личностное

Чтение художественной литературы

Тематические загадки; украинская сказка «Рукавичка»; русская народная сказка «Теремок», «Заячья избушка»; В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка», «Музыкант», «Белка», «Ёж», «Беляк»; Г.Снегирев «Звери наших лесов»

Социализация

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;

Беседа по личному опыту детей «Мой лесной знакомец»

Труд

Приборка в уголке природы, раскладывание по местам настольных игр и прочего материала

Физическое

Физическая культура
Физкультура

Здоровье

Безопасность

Подвижные игры-имитации;

Подвижные игры «Зайка серый умывается», «Лиса-плутовка», «Пчелы, улей и медвежата», «Зайцы в огороде», «Спасайся от волка»;

Беседа «Безопасное поведение в зоопарке»

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

(рисование) «Лось на лугу»;

(аппликация) «Как лисичка от собак пряталась»;

(лепка) «Ёжик» (спички)

Музыка

Музыкально-ритмическое упражнение «Аэробика для зверей»

Перспективный план работы «Дикие животные» на 2 неделю

Образовательные направления

Образовательные

области

Содержание работы

Познавательно-речевое

Коммуникация
Развитие речи

Рассматривание иллюстраций и беседа по ним;

Дидактическая игра: «Рассмотри и расскажи»

Познание
Математическое развитие

Дидактические игры: «Каждому зверю по домику», «Посчитаем зверей на лесной полянке»

Конструирование

Создание из плоскостных фигур образа ежа

Ознакомление с окружающим миром

Дидактические игры: «Где звери строят свои дома», «У кого домик лучше?»

Социально-личностное

Чтение художественной литературы

Тематические загадки; русская народная сказка «Зимовье зверей», Заячья избушка»; П.Воронько «Есть в лесу под елкой хатка»

Социализация

Социально-ролевая игра «Цирк»

Труд

Приборка в уголке природы, раскладывание по местам настольных игр и прочего материала

Физическое

Физическая культура
Физкультура

Здоровье

Безопасность

Подвижные игры-имитации;

Подвижные игры «У медведя во бору», «Охота на зайцев», «Зайка и волк», «Зайчики и Мишка», «Волк в лесу»;

Беседа «Безопасное поведение в цирке»

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

(рисование) «У медведя во бору»;

(аппликация) «Кабанчик у дуба»;

(лепка) «Сидит зайка под кустом»

Музыка

Прослушивание музыкальных этюдов на тему «Дикие животные»

Перспективный план работы «Дикие животные» на 3 неделю

Образовательные направления

Образовательные

области

Содержание работы

Познавательно-речевое

Коммуникация
Развитие речи

Дидактическая игра: «Скажи ласково»

Познание
Математическое развитие

Дидактические игры: «Посчитаем лапы и хвосты», «Посчитаем зверей в лесу»

Конструирование

Создание из плоскостных фигур образа белки

Ознакомление с окружающим миром

Дидактические игры: «Кто живет в лесу?», «Кто чем питается?»

«Найди ошибку», «Из чего звери строят свои жилища?»

Социально-личностное

Чтение художественной литературы

П.Воронько «Хитрый ежик»; русская народная сказка «Три медведя»; В.Берестов «Прощание с другом»

Социализация

Беседа на тему «Человек диким животным друг или враг?»

Труд

Приборка в уголке природы, раскладывание по местам настольных игр и прочего материала

Физическое

Физическая культура
Физкультура

Здоровье

Безопасность

Подвижные игры-имитации;

Подвижные игры «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк», «Ёжик», «Догонялки с мишкой»;

Беседа «Безопасное поведение в лесу»

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

(рисование) «Морковка для зайчат»;

(аппликация) «Белочка с орешком»;

(лепка) «Пошли ёж за грибом, а ежиха за листом»

Музыка

Прослушивание музыкальных этюдов на тему «Дикие животные»

Перспективный план работы «Дикие животные» на 4 неделю

Образовательные направления

Образовательные

области

Содержание работы

Познавательно-речевое

Коммуникация
Развитие речи

Дидактические игры: «Назови детенышей», «Скажи ласково», «Чьи это детки?», «Кто кем станет, когда вырастет?»

Познание
Математическое развитие

Дидактические игры: «Каждой маме по детенышу», «Посчитаем деток на лесной полянке», «Кто лишний?», «Большие и маленькие»

Конструирование

Создание из плоскостных фигур образа зайчика

Ознакомление с окружающим миром

Дидактическая игра: «Угадай, кто спрятался»;

«Рассмотри картинку и назови всех детенышей диких животных»

Социально-личностное

Чтение художественной литературы

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; И.Соколов-Микитов «Листопадничек»; Е.Чарушин «Зайчата», «Медведь и медвежата»

Социализация

Игра-драматизация «Три медведя»

Труд

Приборка в уголке природы, раскладывание по местам настольных игр и прочего материала

Физическое

Физическая культура
Физкультура

Здоровье

Безопасность

Подвижные игры-имитации;

Пальчиковые игры «Заинька», «Медведь»;

Ритмическая гимнастика «Ёжик резиновый», «Лесные жители»

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

(рисование) «Лосиха с лосенком»;

(аппликация) «Мама ежиха с ежатами»;

(лепка) «Три медведя»

Музыка

Разучивание песенки «Хитрый ёжик»

Результатом по данному блоку явилось насыщение активного словаря детей 3 – 4 лет информацией касающейся событий и явлений животного и растительного мира; повышение активности и доверительности в отношениях детей группы в как подвижных, дидактических играх, так и в процессе детского художественного или музыкального творчества; гармонизация взаимоотношений педагогов, родителей и воспитанников; совершенствование обратной связи между родителями и педагогом в отношении вопроса культуры семейного образования по ознакомлению детей с окружающим миром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. - М.: Изд. «Лайда», 1995.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 1988.

4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М.: Просвещение, 1989.

5. Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1993.

Категория: Опыт реализации ФГОС и ФГТ | Добавил: Модератор | Теги: представления младших дошкольников , перспективный план реализации проек, проектная деятельность, уголок природы
Просмотров: 8948 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz