Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Опыт реализации ФГОС и ФГТ [12]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Опыт реализации ФГОС и ФГТ » Опыт реализации ФГОС и ФГТ

Система работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО
[ ] 21.05.2013, 17:10

Покрышкина Елена Борисовна,
педагог-психолог,
МОАУ «Гимназия им. А. Грина» г. Кирова

Новый Федеральный государственный стандарт строится на мощной психолого-педагогической составляющей образовательного процесса, и предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников. Введение стандарта существенно повысило роль педагога-психолога в обеспечении его реализации. Можно отметить тот факт, что стандарт при всей его неоднозначности внес конкретику в деятельность и место педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Если раннее работа психолога строилась не всегда системно, а зачастую и вовсе хаотично, то сейчас, работая по новому стандарту, для выполнение требований он в любом случае выстроит для себя определенную систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Психолого-педагогическое обеспечение ФГОС НОО педагогом-психологом в Гимназии имени А. Грина строится поэтапно. Эти традиционные этапы всегда присутствовали в работе школьного психолога, но сейчас они приобретают более структурированные и отработанные взаимосвязи.

Алгоритм работы психолога включает в себя несколько блоков.

Первый блок – диагностический . Пришлось провести колоссальную работу по теоретическому анализу текста нового стандарта, всех его приложений и доработок; немногочисленной литературы, которая была выпущена и первого опыта экспериментального введения стандартов в различных интернет-источниках. На основе изученного был выделен предмет оценки достижения планируемых результатов нового стандарта и то, к чему должен стремиться весь образовательный процесс. В новом стандарте от привычных ЗУНов мы переходим к новому понятию – универсальные учебные действия. Это основа одного из главных умений, которому должна научить школа – умению учиться на протяжении всей жизни, адаптируясь к постоянно изменяющимся условиям социума.

После того как мы выделили виды УУД и их непосредственные составляющие, к каждому параметру стали подбирать необходимый диагностический инструментарий. Эта работа явилась основой для «Плана мониторинга оценки сформированности личностных и метапредметных результатов» (который является Приложением к п.1.3. ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА Основной образовательной программы начального общего образования Гимназии).

На примере оценки коммуникативных универсальных учебных действий в 1-х классах можно продемонстрировать план мониторинга.


К каждому виду УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) были составлены диагностические пакеты, в которых представлен достаточно широкий набор диагностического инструментария. Не только тот, который непосредственно используется в мониторинге, но и возможные для использования диагностики. Такой подход к подбору методик позволяет делать выбор между ними, опираясь на цели конкретного мониторинга, возможностей проведения тестирования (индивидуального или группового), ответственного за проведения (учитель или педагог-психолог) и других условий. Диагностический блок позволил мне провести качественную и количественную оценку уровня развития УУД в течение двух лет в 1 и 2 классах.

Таким образом, диагностический этап позволяет собрать блок документов: 1)план мониторинга оценки сформированности личностных и метапредметных результатов; 2)четыре приложения к плану с диагностическим инструментарием; 3) специальный пакет методик для учителя, которые проводят непосредственно они (с четкой инструкцией, разработанными бланками, таблицами для отчета).

Аналитическая составляющая диагностического блока. На основе диагностического материала проводится глубокий анализ каждого параметра универсальных учебных действий, составляются справки о результатах уровня их развития (входные и итоговые). В них отражаются:

- количественный анализ: обобщенные не персонализированные данные по классам и по параллели в табличной форме (ниже представлен пример);


- табличные данные для большей наглядности представляются на диаграммах;

- качественный анализ;

- выводы;

- рекомендации для учителей.

Второй блок – коррекционно-развивающий . По итогам мониторинга, согласно рекомендациям ПМПК Гимназии, определения детей с ОВЗ набираются группы для коррекционно-развивающих занятий. На данном этапе мной составлена коррекционно-развивающая программа «Помощь школьнику» для учащихся 1-х классов, направленная на коррекцию и развитие универсальных учебных действий (преимущественно познавательных и регулятивных). Коррекционный цикл состоит из 12 занятий, которые проводятся в развивающей среде в условиях сенсорной комнаты. По итогам занятий проводится повторный мониторинг для определения динамики развития. Планируется подготовить коррекционно-развивающие программы для всех видов УУД.

Третий блок – профилактический. Профилактическая работа ведется с целью предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся. Второй год ведется адаптация дополнительной образовательной (психолого-педагогической) программы для работы в сенсорной комнате «Комфорт», задачами которой является профилактика психоэмоционального напряжения, создание эмоционального комфорта, снятие мышечного напряжения и др. (программа была рецензирована в ВятГГУ).

В рамках профилактики ведется психолого-педагогическая работа по обеспечению процесса адаптации обучающихся первых классов и при переходе учащихся в среднее звено, участие в ПМПК.

Четвертый блок – консультационно-просветительский. В течение года проводятся консультации с родителями, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с разъяснением результатов мониторинга и рекомендациями для их развития. Кроме этого, педагог-психолог участвует в просветительской работе «Родительского всеобуча» с различными темами выступлений.

Все учителя начальных классов Гимназии прошли обучающие курсы по введению и реализации ФГОС НОО, а часть учителей стажировку в других регионах нашей страны. Поэтому консультативная работа педагога-психолога ведется в русле индивидуальных консультаций для пояснения психологической стороны нового стандарта и обобщенных результатов по классу, а также групповых консультаций для работы по диагностическому материалу.

Таким образом, можно отметить, что постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.

В целом формы работы остались прежними, но изменилось само содержание и инструментарий психолого-педагогического обеспечения. Главные отличительные особенности заключаются в том, что:

1. В условиях реализации ФГОС работа педагога-психолога становится важной частью системы реализации Программы формирования УУД и Программы коррекционной работы Основной образовательной программы Гимназии.

2. Повышается роль и значимость психологического сопровождения образовательного процесса, поскольку результатами образовательного процесса, кроме предметных становятся личностные и метапредметные.

3. Расширился круг субъектов психолого-педагогического обеспечения: помимо педагога-психолога эту деятельность осуществляют и учителя, и классные руководители.

Таким образом, система работы педагога-психолога строится на базе традиционной системы, но наполнена новым содержанием и инструментарием.

Категория: Опыт реализации ФГОС и ФГТ | Добавил: Модератор | Теги: система работы педагога-психолога, реализация ФГОС НОО, психолого-педагогическое обеспечени
Просмотров: 9734 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz