Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:35

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Опыт реализации ФГОС и ФГТ [12]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Опыт реализации ФГОС и ФГТ » Опыт реализации ФГОС и ФГТ

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
[ ] 30.04.2013, 10:07

Евдокимова Юлия Юрьевна,

учитель-логопед
МКДОУ №143 г. Кирова,

Михеева Лилия Руфисовна,

старший воспитатель
МКДОУ №143 г. Кирова

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Федеральными государственными требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ определены 10 образовательных областей. Область «Коммуникация» занимает одно из центральных мест. Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

· развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

· практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно

и понятно изъясняться.

На логопедических занятиях активно используются элементы театрализованной деятельности. Целью таких занятий является создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение детей в театральную деятельность, формирование коммуникативных умений и навыков. 
Исходя из цели, определены следующие задачи:

· формирование у детей устойчивого интереса к художественным произведениям, театральной деятельности;

· совершенствование воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов;

· развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;

· использование театрализованных игр в интересах речевого развития ребенка.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

· развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

· развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

· развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия;

· совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – развивающей среды. На логопункте имеются разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков. Имеется фланелеграф для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен.

Были разработаны конспекты логопедических занятий с элементами театрализованной деятельности.

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [рь] с элементами театральной деятельности.

Цель : автоматизировать звук [рь] в связной речи.

Задачи: совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, скороговорок; развивать фонематической слух, внимание, эмоциональную выразительность; воспитывать умение выслушивать друг друга, контролировать своё произношение.

Оборудование: декорация сказки «Репка», набор картонных фигурок театра (дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку.

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

Дети. Репка.

Логопед. Правильно. Сегодня мы будем, рассказывать сказку «Репка».

2. Распределение ролей. Ранее на индивидуальных занятиях с детьми были заучены отрывки данной сказки. Логопед предлагает детям взять на себя роль того героя, слова которого они знают. Роль ведущего может исполнять ребенок.

3. Рассказывание сказки детьми.

Ведущий. Жили – были дед и баба. Как-то раз посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Вышел дед в огород. Увидел репку, обрадовался.

Дед. Ого! Вот это репка! Всем репкам – репка! Надо из нее кашу сварить.

Ведущий. Стал дед тащить из земли репку: тянет-потянет, вытянуть не может.

Дед. Эх! Ничего не получается. Позову-ка я на помощь бабку. Бабка! Иди сюда! Помоги вытащить репку. Хватайся за меня.

Ведущий. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

Дед. Надо внучку на помощь позвать. Может, мы втроем вытащим репку.

Бабка. Внучка! Приди, помоги нам вытащить репку.

Внучка. Я здесь!

Бабка. Хватайся за меня!

Ведущий. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

Внучка. Я сейчас позову Жучку. Жучка, беги скорее ко мне! Помоги нам вытащить репку.

Жучка. Гав! Гав! Я рада помочь.

Ведущий. Жучка за внучкувнучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

Жучка. Гав! Гав! Я могу кошку позвать. Кошка-а, помоги нам вытащить из земли репку!

Ведущий. Кошка за Жучку, Жучка за внучкувнучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Тогда позвала кошка мышку.

Кошка. Мяу! Мяу! Мышка, помоги нам вытащить из земли репку!

Мышка. Какая большая репка! Ну, сейчас мы ее вытащим!

Ведущий. Мышка за кошкукошка за Жучку, Жучка за внучкувнучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут и вытянули репку

3. Пальчиковая гимнастика «Репка»

Репку мы сажали, (движение как будто роется яма совком) 
Репку поливали, (перебирать пальцами, как будто льется вода) 
Вырастала репка, (медленно разжимать кулак) 
Хороша и крепка, (ладонь открыта, пальцы согнуты) 
Вытянуть не можем, 
Кто же нам поможет? 
Тянем-потянем, тянем потянем! (пальцы сцеплены в замок и тянуть в противоположные стороны) 
Ух! Вытащили репку! (расцепить пальцы)

4. Проговаривание скороговорки.

Боря с Варей во дворе

Варят репу на костре.

5. Итог.

Логопед. Понравилась вам сказка? Мне тоже понравилось, как вы играли свои роли, правильно проговаривая все слова.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Литература.

1. Акулова О. Театрализованные игры//Дошкольное воспитание, 2005, №4, с.24;

2. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений – М.: ТЦ «Сфера», 2001;

3. Сомкова О.Н. Образовательная область "Коммуникация". Методический комплект программы "Детство". Издательство: Детство-Пресс Сфера, 2013 г.;

4. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательнойпрограммы дошкольного образования [Элекронный ресурс]. – www.rg.ru

Категория: Опыт реализации ФГОС и ФГТ | Добавил: Модератор | Теги: логопедическое, театрализованная деятельность, образовательная область «Коммуникац, коммуникативные навыки, Федеральные государственные стандар
Просмотров: 9798 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz