Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:25

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Опыт реализации ФГОС и ФГТ [12]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Опыт реализации ФГОС и ФГТ » Опыт реализации ФГОС и ФГТ

Развитие композиционных умений старших дошкольников через использование коллажирования в изобразительной деятельности.
[ ] 01.04.2013, 15:53

Попцова Марина Анатольевна
воспитатель, высшая категория
МКДОУ №148 города Кирова

Изобразительное творчество ребенка невозможно без развития специальных изобразительных способностей – владение техникой, чувство цвета, формы, композиции. Чувство композиции как уникальная способность в изобразительном творчестве по отношению к дошкольникам изучена еще не достаточно. Однако, как показывает педагогическая практика, умелое руководство со стороны взрослых значительно развивает композиционное воображение дошкольников, а использование детьми таких композиционных приемов, как ритм, симметрия, равновесие, динамика значительно улучшает качество детского рисунка, придает ему особую выразительность.

Композиция - это сопоставление, соединение, установление отноше­ний, приведение в порядок и единство частей, элементов, их свойств, призна­ков чего-либо, что должно стать целостным. Изображения на картине физи­чески неподвижны, но особым образом построенные динамические отно­шения композиции придают ей движение. Большое значение при этом имеет цветовое решение для передачи определенного настроения, эмоционального состояния. Различные сочетания цветов могут сделать один и тот же пейзаж радостным, грустным или даже трагическим. Для решения этих задач в работе с дошкольниками использую технический прием «коллажирование».

Коллажирование является средством обогащения художественно-творческой деятельности старших дошкольников. Техника коллажа доступна и интересна детям. Работа в технике коллажа помогает «увидеть» мир, переживать его красоту, вселить в детях уверенность в своих силах и испытывать радость от творчества.

Образовательная область: Художественное творчество.

Блок «Городская парковая культура».

Цель. Углубить и конкретизировать знания детей по теме: «Городская парковая культура»; совершенствовать технические приемы изображения деревьев, развивать композиционные умения построения пейзажа через использование техники коллажа.

Тематическое планирование

Занятие

Тема

Используемые техники

1

«Удивительный парк»

Рисование, коллажирование, аппликация

2-3

«Храм в моем парке»

Рисование, коллажирование

4-5

«Пернатые друзья нашего парка»

Рисование, коллажирование

Работа в паре

Коллективная работа

Тема: «Удивительный парк»

Цели и задачи.

Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаж, формировать умение изображать его в реальном стиле, упражнять в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделением главного размером, в составлении композиции на основе единого содержания.

Поддерживать стремление к созданию оригинального изображения, развивать воображение детей, побуждать следовать определенному замыслу.

Воспитывать чувство гордости за богатство окружающего мира, нравственно – эстетические качества личности.

Материал: бумага формата А-3, акварель, гуашь, цветная фактурная бумага, степлер с образом листочков, различные объекты парка для коллажирования, кисти разных размеров.

Предварительная работа:

Рассматривание картин: «Золотая осень», «Сокольники» И.Левитана, «Октябрь» Е.Е.Волкова, «Рябинка» И.Э.Грабаря, «Золотая осень» И.Остроухова; наблюдение за сезонными изменениями в природе, экскурсии в парк; чтение стихов об осени; беседа: «Кто такой художник-пейзажист»; Д/и: «Составь пейзаж».

Тема: «Храм в моем парке»

Цели и задачи:

Расширять знания детей об архитектуре родного города на примере сооружений церквей и храмов. Развивать умение выделять типичное, обобщенное в сооружении (стены, окна, двери, основание и т.п.), характерное (декор дворцов, храмов, конструктивное решение строений), отмечать некоторые средства выразительности (цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность объекта, расположение по вертикали или по горизонтали.

Вовлечь детей в создание тематической композиции, побуждать передавать в рисунке яркие события жизни (праздники). Побуждать использовать цвет в качестве средства передачи настроения, отношения к изображаемому, выделения в рисунке главного. Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; располагать предметы, частично загораживающие друг друга. Закрепить такие понятия, как линия горизонта, небо (как задний фон для всех предметов), пространство.

Побуждать самостоятельно оценивать результат, определять причины допущенных ошибок, испытывать чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и работы товарищей.

Материалы : гуашь, бумага А-3, акварель, кисти разных размеров, запись колокольного звона, импровизированная выставка церквей и храмов (фото и иллюстрированный материал), схемы вариантов педагогических эскизов построений, нетрадиционные изобразительные материалы.

Предварительная работа: проведение игры «Мое настроение» - по временам года заготовка фона на листах А-3 по сухому или мокрому акварелью; экскурсия в парк «Победы»; рассматривание альбомов «Вятка православная».

Тема: «Пернатые друзья нашего парка»

Цели и задачи:

Обогащать представления детей о природе родного края, об особенностях существования птиц в сообществе – городском парке, о взаимодействии человека и природы. Содействовать самостоятельному обнаружению детьми связей и зависимостей между объектами (по свойствам и отношениям: часть, целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования).

Продолжать развивать логическое мышление, творческие возможности детей при работе с цветом и геометрической формой. Отрабатывать умение соблюдать пропорции листа и размера птиц на нем, совершенствовать умение изображать птиц в разных позах (фас, анфас, профиль), делать набросок простым карандашом. Совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать гуманное отношение детей к природе через понимание ее ценности и ориентацию на проявление ответственности и заботы о птицах. Развивать сотрудничество при работе в парах и умение презентовать свою работу и работу коллектива.

Материалы : вариативный ряд схем эскизов различных поз птиц в статике и динамике (фас, анфас, профиль), аудиозапись голосов птиц из серии П.И. Чайковского «Времена года», загадки о птицах, изобразительный материал по желанию детей.

Предварительная работа: чтение рассказов Л.Воронковой «Помощь птицам», Е Чарушина «Воробей»; чтение произведений М.Горького «Где обедал воробей», В. Чаплиной «Пернатые друзья"; блок занятий по социализации и познанию «Братья наши меньшие»; беседы, наблюдения, экскурсии в парк.

Каждое занятие блока состоит из основных частей: мотивация, основная деятельность, рефлексия. В представленных ниже таблицах отражается содержание детской деятельности на каждом этапе НОД. Предлагаемые методы и приемы позволяют сделать изобразительную деятельность доступной, содержательной, интересной, оригинальной и познавательной, отражающей в себе интеграцию образовательных областей и, самое главное – активизировать творчество детей. Использование в совместной деятельности дидактических игр: «Найди пейзаж среди картин», «Составь пейзаж», «Художники-реставраторы», «Определи или найди жанр», «Исправь ошибку» , «Из чего состоит пейзаж», «Перспектива», «Линия горизонта», «Собери картину из частей», «Найди картину автора», «Чудесные превращения», «Времена года», «Разрезные картинки», «Какие цвета есть на картине», «Теплый - холодный», «Подбери цвета» дает возможность овладеть способами деятельности, закрепить полученные ЗУН, чувствовать себя свободным и независимым в творческих проявлениях.

Образовательная область

Деятельность детей

I. Мотивация

Социализация

Беседа: «Кто такой художник-пейзажист»

НОД: «Братья наши меньшие»

Коммуникация

Мотивационный рассказ. Беседы о природе

Парная игра: «Раскрась меня в фиолетовый цвет»

Познание

Рассматривание пейзажных картин

Наблюдения, экскурсия в парк

Рассматривание альбома «Вятка-православная»

Здоровье

Прогулка в парк

Художественная литература

Чтение рассказов, стихов, письма и стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Художественное творчество

Игра «Рисунки на спине»

Дид. упражнение: «Подбери фон по времени года»

Дидактическая игра «Играющие линии»

Музыка

Аудиозапись колокольного звона

Труд

Акция по изготовлению кормушек для птиц

II. Основная деятельность

Коммуникация

Вопросы – ответы, подсказки. Работа в парах

Составление и обсуждение коллективных работ

Познание

Эксперимент с рамкой для картины

Дидактическая игра «Составь пейзаж»

Здоровье

Правила работы за столом: осанка, положение головы, рук; освещение

Художественная литература

Загадки о птицах

Музыка

Слушание: «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского; голоса птиц из цикла «Времена года»; колокольный звон

Художественное творчество

Вариативные ряды схем: построение пейзажа «Большая природа»; схемы изображения разных поз птиц Создание эскизов, набросков

Упражнения «Подбери нужную кисть»; «Составь из геометрических фигур»

Экспериментирование по получению новых тонов Коллажирование

Труд

Подготовка необходимого материала

Безопасность

Работа с инструментами, ножницами, степлером, клеем

Физическая культура

Этюд – пантомимика «Изобрази дерево»

III. Рефлексия

Социализация

Поощрение, тактильное одобрение

Коммуникация

Анализ работ. Обсуждение приемов. Выражение своего мнения. Составление рассказов

Познание

Беседа: «Чем питаются птицы зимой»

Здоровье

Снятие напряжения выход эмоций

Игра «Репетиция оркестра»

Художественная литература

Чтение стихотворения «Осенний клад» И. Пивоваровой

Художественное творчество

Игра-упражнение «Мое настроение»

Создание выставок детских работ

Музыка

Использование произведений Вивальди

Труд

Оформление выставки

Безопасность

Выбор удобного места для выставки

Физическая культура

Прогулка в парк

Размещение работ на разном уровне

Вывод: работа по развитию композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста позволила обогатить их художественно-творческую деятельность.

Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире; эмоционально реагируют на явления действительности и произведения искусства; создают сюжетные изображения на темы окружающей природы, ярких жизненных событий и литературных произведений; проявляют интерес к процессу создания индивидуальных и коллективных изображений.

В процессе совместной деятельности с взрослым дети приобрели умения и навыки, необходимые для осуществления самостоятельной продуктивной деятельности. Дети используют разные материалы и способы изображения. При создании продукта изобразительного творчества (коллажа) научились планировать свои действия и действовать поэтапно. Они создают работы по схеме, алгоритму и замыслу; анализируют собственное готовое изделие, выделяя достоинства и недостатки, презентуют свою работу и работу коллектива. Составляя композиции с многоплановым содержанием, дошкольники проявляют самостоятельность, при необходимости советуются с взрослым. И самое главное, дети приобрели уверенность в своих силах и радость творчества.

Категория: Опыт реализации ФГОС и ФГТ | Добавил: Модератор | Теги: мотивация, Коллажирование, творчество, изобразительная деятельность, дошкольники, интеграция образовательных областей, пейзаж, способности, живопись
Просмотров: 3380 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz