Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:20

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Опыт реализации ФГОС и ФГТ [12]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Опыт реализации ФГОС и ФГТ » Опыт реализации ФГОС и ФГТ

Использование приёмов комического в социализации детей дошкольного возраста.
[ ] 17.04.2013, 16:12

Мохова Елена Сергеевна,
воспитатель
МКДОУ №222 г.Кирова

«Человек, лишенный чувства юмора, лишен гораздо большего, чем просто чувства юмора»

(Марк Твен)

В настоящее время в дошкольном образовании идут серьезные перемены. С введением ФГТ меняется цель образовательной работы. Вместо набора знаний, умений и навыков предлагаются новые ориентиры, показатели развития ребенка - интегративные качества, вместо привычных разделов типовой программы предлагаются образовательные области, одной из которых является «Социализация». Стоит задуматься, почему авторами ФГТ данному направлению было уделено особое внимание?

Как известно, дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребёнка. А.Н. Леонтьев определяет его как «… период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения». Именно в эти годы закладываются основы социализации ребенка. Поэтому, перед педагогами стает вопрос поиска эффективных средств, направленных на «освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений».

Одним из таких средств является юмор, который понимается, как способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации, умение шутить. Использование юмора в педагогическом процессе помогает снять напряженность, побуждает к поиску новых выходов, правил поведения в сложившейся ситуации.

Известно, что от характера межличностных отношений детей, зависит насколько комфортно чувствуют себя мои воспитанники в детском саду. Обычно в каждой группе есть дети, поведение которых мешает социализации их в коллективе сверстников. Как решать проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благоприятного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка. Мы стараемся посредством юмора помочь ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя.

Для этого нами была поставлена цель: формирование доброжелательных взаимоотношений дошкольников в коллективе сверстников через использование приёмов комического.

В этом мне помогает разыгрывание сценок-импровизаций иронического содержания. Например, разыгрывание в младших группах русских народных и авторских сказок помогает детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста сочиняем юмореску и разыгрываем её, не называя имён, а дети узнают себя и пытаются сами справиться со своими вредными привычками.

Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций помогает детям посмотреть на себя со стороны. Например, мальчикам, не поделившим игрушку можно продекламировать: «Петушки распетушились, но подраться не решились. Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться».Спокойный, немного ироничный тон воспитателя заставляет забияк улыбнуться и на юмористической ноте решить конфликт. При возникновении проблемных ситуаций можно использовать строки из стихотворений «Жадина» ,«Девочка чумазая», « Девочка- ревушка»» . А вот какие строки я читаю, приглашая расшалившихся детей к обеду:« Утка – утёнка, кошка- котёнка,мышка – мышонка зовут на обед.Утки поели,мышки поели. А вы? Ещё нет?»

А эти строки звучат, когда кто-то в группе разревелся:«Горошинки-непрошенки, откуда вы взялись? Трамваем или поездом до (имя) добрались? Нет, портить настроение никто вас не просил!А может, вы не плакали, а дождик моросил?»

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Поэтому, использование игр – забав, вызывающих смех, способствует не только развитию игровой деятельности, но и приобщает детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Например, игра "Равновесие” . Детям предлагаем поиграть в цирк. В цирке будут выступать жонглёры и клоуны. Жонглёрам нужно постараться удержать линейку на ладони (торцом). Для этого можно передвигаться по всей территории комнаты, удерживая линейку в равновесии. Сначала жонглёры тренируются, потом выступают. Затем тот же самый трюк проигрывается от лица клоуна. В конце дети выбирают лучшего жонглёра и клоуна.

Игра моделирует ситуацию, в которой у ребёнка не всё получается. Это означает, что создаются условия для накапливания внутреннего раздражения и проявления недовольства, агрессии по отношению к себе. Однако приём «передвигания» позволяет сместить акценты: переключить внимание с раздражения на равновесие, которое тренирует ребёнок в образе клоуна или жонглёра.

Чтобы перейти от одного вида деятельности к другому, можно использовать приём аникса (аникс- смех, основанный на неожиданности). Например, "Прыгающий платок”. Воспитатель сначала готовит реквизит: два одинаковых платочка накладываются друг на друга, потом сшиваются так, чтобы посередине оказался резиновый (прыгучий) шарик. Затем воспитатель засовывает платочки в карман и ждёт случая, когда нужно удивить и повеселить детей. Они будут удивлены поведением "прыгучего” платка и сразу переключатся на него. Воспитатель может рассказать, в чём секрет фокуса, и добавить, что у всех неожиданностей и "непонятностей” есть свои причины – их нужно попытаться разглядеть, исследовать.

Таким образом, использование юмора в воспитании ребенка – мощный инструмент педагогического воздействия. Ребёнок, обладающий чувством юмора, гораздо легче обзаводится друзьями, заслуживает симпатию у ровесников, а вырастая, легко находит контакт с коллегами по работе, «ловко» выходит из неловких ситуаций, разрешает конфликты и меньше страдает от депрессии. Умение детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом – является одной из важных составляющих успешной социализации ребенка в обществе.

Юмор – бесценный инструмент, который может использоваться для воспитания детей, избегая конфликтов.

Юмор воспитывает:

- умение говорить комплименты. Людям всегда приятно услышать в свой адрес приятные слова, тем более, когда это звучит не как лесть, а как простой комплимент - оценивающий положительные стороны человека, высказанный в оригинальной форме.

- правильное восприятие критики. Все мы сталкиваемся с моментами, когда приходится получать и критические замечания в свой адрес. Только юмор может помочь малышу правильно воспринять суть критического замечания, разумно отреагировать на критику.

- Юмор помогает сблизиться при общении.

- Юмор лежит в основе умения смеяться над собой. Быть человеком с юмором - значит быть жизнерадостным, счастливым. Помимо этого, часто идут рядом такие качества, как: доброта, находчивость, доброжелательность, популярность в коллективе.

- Юмор способствует разрешению стрессовых ситуаций.

- Юмор формирует философский взгляд на происходящее, помогая человеку «выходить за скобки» событий.

- Юмор развивает интеллектуальный и творческий потенциал человека.

Юмор как путеводитель указывает нам на то, что важно радоваться насущным, относиться участливо к происходящему, тонко чувствовать жизнь.

Работа по использованию приёмов комического у детей позволяет достигнуть определённых результатов. Мои воспитанники учатся ценить юмор, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться. Они эмоциональны, здоровы, чувствуют себя комфортно.

Используемая литература: Н. В .Микляева "Поделись улыбкою своей”.

Категория: Опыт реализации ФГОС и ФГТ | Добавил: Модератор | Теги: проблемы, воспитанники, приёмы комического, эмоции, аникс, Агрессия, художественное слово, интеграция., юмор, социализация
Просмотров: 1503 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz