Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:51

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 15.03.2011, 12:57
Использование игр и игровых приемов 
при обучении чтению дошкольников в добукварный период

Елена Александровна Шипицына,
воспитатель МДОУ детского сада
общеразвивающего вида № 183
г. Киров, mdoy-183 mail@.ru

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего обучения. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, путают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного у детей.

В своей работе мне пришлось столкнуться со следующим противоречием: 
Между методом обучения грамоте по программе «Радуга» (вначале знакомить с буквой) и признанным методом обучения от звука к букве, способствующим овладению в школе грамотным письмом.

Большинство «элитных» школ принимают только детей, которые уже умеют бегло читать, чтобы избежать нервно-психических перегрузок, неизбежных в том случае, если дети, посещающие детский сад, вынуждены получать дополнительное образование в вечернее время, встала задача создать условия, позволяющие каждому ребенку без дополнительных занятий пройти собеседование в любое, в том числе «элитное» учебное заведение. То есть нужна такая система подачи материалов, которая бы облегчила детям процесс обучения, вызвала интерес учению в целом и позволила в будущем избегать ошибок в чтении и письме. 

В связи с этим моя работа с детьми по теме «Обучение чтению в добукварный период» была направлена на отбор и систематизацию игрового материала по обучению детей грамоте, разработке интересных игр на развитие фонематического слуха.

Мой опыт показал, что обучение дошкольника чтению - это игра взрослого и ребенка, при этом нельзя разделять игру и учение. Детям 5-6 лет сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-то звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность. Подключение зрительного анализатора – вот что помогает в этой работе. А широкое использование игровых приемов обучения, обеспечит успех совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка.

Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два открытия:
* Обнаружить, что речь состоит из звуков (фонем);
* Открыть отношение звука (фонемы) и буквы (графемы). 

Работа над фонемным анализом включает в себя следующие этапы: 

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при которой создается модель такой последовательности.
С этой целью, на начальном этапе мы используем с детьми игры с перевоплощением, где идет звукоподражание: «Давайте превратимся в пчелок и полетаем с цветка на цветок, пожужжим, поговорим на пчелином языке». «Давай дружжжить. Где ты жжживешь? Я жжживу в этом жжжилище. Приходи в гости, угощу морожжженым».

- Также использую стихи, где можно протягивать звуки: «Мышшшонку мама мышшшка-шшшептала: - Шшшшалунишшшка. Шшшумишшшь, шшшуршшшишшь, болтаешшшь. Ты маме шшшить мешшшаешшшь».
- Играя в игры «Рассели картинки в дом» (дети определяют, где «живет» заданный звук в слове и в какой дом его поселить), «Займи свое место» (учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой).

- Используя игровой прием «Куда перелетела пчелка?» дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на схеме с помощью пчелки. Предлагаю им карточку, разделенную на 3 части, и пчелку, затем называю слова, а они должны догадаться, в какой из квадратов перелетит насекомое: если звук в начале слова - в первый квадрат, если в середине - во второй, если в конце - в третий. 

Данные упражнения в дальнейшем помогают в звуковом анализе слов.

Для того чтобы ребенок научился выделять без ошибок каждый звук в слове, использую следующие приемы:
- Вначале использую фишки одного цвета (белого), а затем трех цветов: красного, синего, зеленого: «ОСА (к-с-к)», «ЖУК (к-с-к)», «ЛЕС(з-к-с)»

- Игровой прием «Пальчики в гостях у звуков», позволяетс связывать звук с движением пальцев (как по клавишам пианино – по звуковым домикам) с одновременным проговариванием вслух каждого звука.

Например: слово КОТ (пришел левый мизинец под синее окошко, в котором живет звук «К»; за мизинчиком  встал безымянный под красное окошко звука «О», ротик запел ООО; за безымянным - средний палец – под синее окошко, в котором живет звук «Т», вот и вышло слово КОТ). Данное упражнение подготавливает детей к проговариванию слов во время письма в школе. Проигрывание идет по схеме слова, где синие квадраты обозначают твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, красные - гласные. Проговаривая каждый звук, в дальнейшем ребенок начинает сам печатать букву («одевает» звук).

2. Дифференциация гласных и согласных  фонем, установление места ударения в слове.
Выполняя артикуляционные упражнения и усваивая произношение отдельных согласных и гласных звуков, дети быстро начинают видеть и слышать их разницу - гласные поются, они « певцы», а согласные во всем и всегда с ними согласны. Гласные  сразу учат детей  слышать и выделять их звуки в словах, для этого мы играем в такие игры, как «Поймай звук», «Услышь знакомый звук», «Звук 1-й, звук последний», «Найди слово со знакомым звуком», «Выдели звуки» и др. Эти игры также обучают соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за «певцами» свои первые слова: «ау», «уа», «иа».

На различение гласных и согласных звуков  играю с детьми в такие игры: «Называю звук – поднимите фишку»- красную, если звук гласный, синюю – если согласный; «Назовите второй звук» («АХ», «УТ», «ХО» и т. д.); «Покажи фишку» - выделение только гласных или только согласных звуков из потока звуков : « а ,и, т, р, о, а, е, н, г»; «Поймай звук» (левой рукой - гласный, правой – согласный: а-а-а-т, т-та; «Кто из гостей произносит последним гласный звук?» - «гав», «му», «ку-ка-ре-ку» и т. д.».

Во время знакомства с Принцем Ударение к нам на помощь приходит «Карандашик». Например, в словах Мила - мила, замок-замок обращаю внимание на то, что Принц Ударение в одинаковых словах ставит свою волшебную ударную палочку то в 1-м слоге, то во 2-м. Так по велению Принца Ударение слова, написанные одинаковыми буквами, становятся с разными значениями.

С детьми мы учимся управлять своим «Карандашиком», он должен скакать по гласным звукам  неотточенной стороной, особенно сильно ударяя по звуку, обозначающему звук-командир (ударный). Где удар был самый сильный, ставим значок ударение. Для того, чтобы упражнения не были однообразными на « звуковом» же этапе использую:
- прием «Француз» (По-французски все слова произносятся с ударением на последнем слоге: мама', папа’, а по - русски?)
- напеваем слогушки – частушки: жа-жа, жа-жа-жа – жаба села на ежа; жи-жи, жи-жи-жи – ожидают жаб ужи 
- «Без ошибок повтори: «оау», «оау», «оау» и т.п.» - ударяем голосом один из трех гласных звуков.
- «Гласные спорят»:
а) Для кого это угощение? (Для «А»- каша, вафли, для «У» - сушка)
б) К кому идут гости?» (К «Э»- зебра, воробей)
- «Подели картинки » - каждой гласной подбирают  по 1-2 картинке.

3. Работа над дифференциацией по твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем происходит на основе моделирования схем слов. 
При работе над согласными звуками дети отправляются в путешествие по улицам города звуков - Звукаринска, где узнают, что у согласных звуков разные характеры: твердые и мягкие. Твердые звуки - носят синие одежды, но иногда они становятся мягкими звуками и надевают костюм зеленого цвета. Твердохарактерные звуки идут на улицу «Певцов» по синей тропинке, слагая слоги Мо, ПА, НЫ - это друзья Тома; но когда согласные звуки смягчаются, идут по зеленой тропинке на улицу «Улыбчивых» звуков и слагают МЁ, ПЯ, НИ - это друзья Тима. Но также дети узнают, что есть звуки всегда твердохарактерные - Ш, Ж, Ц; даже с Улыбчивым звуком «И»- они звучат твердо: ЖИ, ШИ, ЦИ, а есть всегда мягкохарактерные звуки - Щ, Ч, даже если они поют песенку со звуками «А», «У», то все - равно, звучат мягко: ЧА, ЩУ.

При дифференциации звуков по твердости - мягкости мы играем в такие игры:
«Твердый - мягкий» у детей фишки синего или зленного цвета, они подходят к наборному полотну и выбирают соответствующую картинку.
«В слове слог договори, будь внимательным смотри!»
- Добавь слог «НА» или «НЯ»: Зи_ , ня_ , Та_ , спи_ , вес_ .
- Добавь звук «Т» или «Т”»: сала_, крова_.

Братья Тим и Том постоянно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?», «Чье это слово?». Детям очень нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

Для того, чтобы детям было интересно и материал запоминался легче, я стараюсь преподнести его в необычной форме. Например: на занятие кто-то из персонажей приносит и раздает детям фишки красного, синего, зеленого цвета, с колокольчиком и без него, в зависимости от качественной характеристики изучаемых звуков (парные согласные по звонкости-  глухости всегда даю в паре).

«Магазин» Тим и Том – продавцы, чеки – схемы слов.
«Живое слово» После звукового анализа слова дети «становятся звуками» этого слова, располагаются в нужной последовательности и выбирают нужные цвета. Остальные дети проверяют правильность «живой» схемы. По аналогии можно проводить работу со слогами

При обучении чтению - первым этапом является чтение открытых слогов: ПА, РУ, ТИ и т.п. На этом этапе я ввожу сказочный атрибут – шапку – невидимку, которая, то скрывает, то выставляет какую – либо букву. 
Например: было слово БАЛ, шапка – невидимка спрятала букву «Л», остался слог БА, но она пожалела слово и прислала букву «К», получилось новое слово БАК, но затем…(БАС, БАР, БОР).

На следующем этапе: чтения двусложных слов – шапка – невидимка может спрятать целый слог и тогда у детей получается прочитать разнообразные слова. Например, пар…(та), мар…(та), кар…(та).
С шапкой – невидимкой мы с детьми играем в разные игры со словами, где требуется подобрать буквы, чтобы получилось новое слово или заменить букву на другую. Например: игра «Угадай слово», где меняем или гласную, или согласную букву. (Пальчики заменят точки буквами, глазки – слова прочтут). Например, сок; *у*; **х; *о*; м**. 

Чтобы разнообразить занятие - большие возможности дает  работа со слоговыми таблицами. Цель, которых – повторить  графический образ буквы, отработать умение соотносить звук и букву, сравнить звучание твердых и мягких согласных, упражнять в чтении слогов с ними.

«Прыгаем по кочкам», где дети читают слоги за указкой.
«Придумай слово»: показываю слог на таблице, а дети придумывают с ним слова.
«Угадай слово»: последовательно показываю слоги – «набирая» слово.
«Найди пару»: один ребенок читает слог с твердым согласным, а второй должен прочитать с одноименным мягким согласным.
«Лесная школа»: предлагаю показать, как бы прочитал слог тот или иной зверь. Ребенок читает его, стараясь голосом передать характер животного.

Организованная таким образом работа позволяет моим воспитанникам быстрее осваивать процесс обучения чтению, они реже допускают наиболее распространенные ошибки в пропуске и перестановке букв, грубые искажения букв при написании. Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам  (орфографическим правилам). И, наконец, самое главное, - занятия чтением не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психологического развития детей.

Литература:
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры со словами. - М.: Лада, 2006г.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. – М.: Знание, 1994г.
  3. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустие. – М. Линка-Пресс, 1999г.
  4. Лопухина И. Логопедия: 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М.: Аквариум, 1996г.
  5. Репина З.А., Васильева Т.В. и др. В мире звуков и букв. – Екатеринбург: Диамант, 1995г.
  6. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителей. – М: Просвещение, 1993г.
Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: буква, слово, позиция, дифференциация согласных фонем, звуковой анализ, фонема, слог, графема, звук
Просмотров: 2354 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz