Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 09.03.2011, 17:05
Социальная адаптация детей 
с ограниченными возможностями здоровья 
через сюжетно-ролевую игру

Ольга Владимировна Елькина,
учитель-дефектолог
МДОУ компенсирующего вида №119 
г. Кирова

Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющееся нарушение приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии. 

Вопросы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья изучались такими исследователями, как А. Зарин, Е.Л. Гончарова, и др.

Игра занимает важное место в жизни ребенка, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра – особая форма освоения ребенком окружающего мира. Именно в игре происходит активная социализация, уточнение, обогащение, закрепление знаний об окружающей действительности. В процессе игры формируются важнейшие психические процессы: восприятие, воображение, мышление, речь и др.

Использование игровой деятельности в системе коррекционно-образовательной работы в специальных детских учреждениях является актуальной проблемой в современной специальной педагогике и психологии.
Работая в подготовительной к школе группе, мы задумались, а насколько хорошо дети подготовлены к жизни – социально адаптированы. Используя различные методики мы провели обследование с целью диагностики уровня социальной адаптации детей в группе. Анализ результатов показал очень низкий уровень социальной адаптации у 85% детей. Поэтому проблема повышения уровня социальной адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и легла в основу нашей работы.

Как повысить уровень социальной адаптации у детей дошкольного возраста? Через ведущий вид деятельности – т.е. через игру. Именно сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку проникнуть в мир социальных отношений, научиться строить эти отношения, ориентируясь на заложенный образец. 

Следующим этапом нашей работы было обследование состояния  игровой деятельности у детей. Исходя из результатов обследования,  выделили две подгруппы детей по уровню сформированности игровой деятельности.
1 – более высокий уровень игровой деятельности 
2 – низкий уровень игровой деятельности 

Целью данной работы является повышение уровня социальной адаптации, через сюжетно-ролевую игру.

Задачи:
  1. Создать условия для развития интереса к игре, за счет организации пространственно-развивающей среды.
  2. Формировать игровые знания, умения и навыки, посредством демонстрации отдельных игровых действий, обучения цепочке игровых действий, демонстрации новых, более обобщенных способов решения игровых задач.
  3. Формировать умение осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий в свободную игру.
  4. Развивать эмоциональную сферу детей.
  5. Формировать умение играть в группе детей, коллективе сверстников.
  6. Активизировать самостоятельную игровую деятельность детей.
Наметила перспективу работы по каждой подгруппе.
В основу работы легли общедидактические принципы, а также принцип коррекционно-развивающего обучения.
В обучении каждой сюжетно-ролевой игре можно выделить 3 этапа:
  1. подготовительный;
  2. абилитационный;
  3. адаптационный: включает в себя пассивную адаптацию (смоделированные педагогом ситуации и их решения) и активную адаптацию (самостоятельная деятельность детей).
Продолжительность каждого этапа зависит от того, насколько успешно дети овладевают его содержанием. Возможность перехода с этапа на этап определяет педагог. 

В соответствии с программой обучения мы выделили перечень сюжетно-ролевых игр характерных для всех этапов обучения. При переходе с этапа на этап происходит расширение содержания каждой игры и возрастает игровая активность детей. Форма обучения подгрупповая.

На ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ 
Дети наблюдают за предметно-игровыми действиями взрослого. Учатся воспроизводить их при поддержке педагога, подражая его действиям.
  • Вместе с педагогом организовывают место для игры.
  • Учатся играть рядом, совместно.
На этом этапе предпочтение отдается простым видам деятельности: 
играм с предметами-орудиями, отобразительным, подвижным играм.
Например: "Соберем чемоданчик для доктора”, "Светофор”, "На прилавке магазина”.

На 2 этапе дети учатся:
  • воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры;
  • использовать в ходе игры различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители, выполнять действия с воображаемыми предметами по подражанию действиям взрослого;
  • принимать на себя роль другого лица;
  • понимать и создавать с помощью взрослого простейшую воображаемую ситуацию, проявлять положительную эмоциональную реакцию на нее;
  • действовать совместно, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, поддержки во время игры;
  • сопровождать игровые действия речью.
На этом этапе мы играем в такие игры, как: "Кукла Катя заболела”, "Магазин овощей”, "В парикмахерскую с дочкой”, "Поездка в осенний лес на автобусе”.

Адаптационный этап
отсутствует на 1-2 году обучения. 
На 2-3 году обучения – пассивная адаптация, 
на 3-4 году обучения – активная адаптация.
На этом этапе особое внимание уделяется
  • предварительному планированию игры;
  • расширению приобретенного жизненного опыта за счет моделируемых игровых ситуаций проблемного характера;
  • активизировизации самостоятельной деятельности детей.
На этом этапе в игру вводятся проблемные ситуации. Такие как: 
"Мама вызывает врача на дом”, "Покупка лекарств по рецептам врача”
"Переполненный автобус”, "Опоздал на урок”, "Пожар в квартире”.
На каждом этапе обучения присутствуют свои задачи и содержание.

В процессе своей работы я использовала различные методы и приемы обучения. Но наиболее эффективными на каждом из этапов оказались следующие:

Для достижения цели нашей работы – повышения уровня социальной адаптации детей, мы применили комплексный подход к обучению сюжетно-ролевой игре:
  1. Ознакомление с окружающим миром с целью формирования представлений об объектах окружающей действительности и последующего отражения их свойств, особенностей в игре.
  2. Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве: реальном, отраженном, условном.
  3. Обучение принятию игрового образа, роли.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие речи.
  6. Овладение средствами межличностного общения.
Залог успешной реализации данного подхода – совместная деятельность дефектолога и воспитателя. Поэтому в своей группе мы уделяем большое внимание:
  • совместному перспективному планированию;
  • подробному обсуждению задач, содержания игры;
  • выбору и подготовке оборудования к игре;
  • взаимопосещению игры;
  • обсуждению результатов игры.
Немаловажным является привлечение родителей к процессу обучения сюжетно-ролевой игре. 

В работе с родителями мы используем:
  • наблюдения за свободной игрой и игрой, организованной взрослыми;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • практические занятия;
  • печатную и наглядную информацию.
В ходе проделанной работы мы добились следующих результатов:
  1. у детей повысился интерес к игровой деятельности;
  2. дети обрели уверенность в себе, повысилась самооценка;
  3. дети стали эмоциональнее;
  4. активизировалось речевое общение;
  5. самостоятельная игровая деятельность стала носить более сюжетный характер;
  6. повысилась активность детей при решении проблемных задач, направленных на социальную адаптацию.
Контрольный срез по результатам проводимой работы показал:
33 % детей имеют низкий уровень социальной адаптации. 
67 % детей - средний уровень социальной адаптации.
В этом году мы стали применять элементы гендерного воспитания в сюжетно-ролевой игре. 

Литература:
  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. "Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”. // "Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”. – 2004г.,№3. – с. 29.
  2. Баряева Л. Б., Зарин А. "Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”. - С.-Пб., 2001г. 
  3. Вечканова И. Г. "Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”. – С.-Пб.,2006г.
  4. Завражин С. А., Фортова Л. К. "Адаптация детей с ограниченными возможностями”. Владимир – 2003г.
  5. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н.. – М. 2004г.
  6. Махова В. М. "Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе”.// "Дефектология”. – 2000г., №6. – с. 9-14.
  7. Пенькова В. А. "Сюжетно-ролевая игра в детском саду для детей с нарушениями интеллекта”. // "Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью”. – 2003г.,№3. – с. 2.
  8. "Практическая психология в тестах”. – М., 2004г.

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: комплексный подход, социальная адаптация, адаптационный этап, гендерное воспитание, проблемные ситуации, абилитация
Просмотров: 1819 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz