Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 04.03.2011, 09:08
Сенсорное развитие детей
через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида

Маргарита Вячеславовна Гребёнкина,
учитель-дефектолог,
Л.А. Заплаткина, воспитатель
МДОУ №119 г. Кирова

Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, воспринимать с помощью других анализаторов. Сенсомоторика (от лат. Sensus-чувство, ощущение, motor- двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности, а получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Уже в раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством для этого является сенсорное освоение за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсомоторного опыта детей, заменяя его визуальными и виртуальными образами. Вернуть всю полноту восприятия – главное назначение сенсомоторного уголка.

Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное обозначение этих свойств - словом. Обследование восприятия и мелкой моторики на начало учебного года показало низкий уровень у 70% детей, 30% - средний уровень, так группу посещают 4 ребенка - инвалида. Поэтому мы решили, что важно организовать сенсомоторный уголок в группе. Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на занятиях, так и самостоятельной деятельности.

Среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшим для коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников являются:
- создание условий способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире
- формирование обобщающих способов обследования предметов их свойств и отношений, системы перцептивных действий
- усвоение необходимой сенсорной базы
- развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов
- развитие всех видов восприятия 
-формирование зрительно- моторной координации, межсенсорных связей, перцептивных операций
- формирование умений обозначать сенсорные признаки и перцептивные действия словом.

Для определения уровня сенсомоторного  развития детей используются критерии Н.О. Озерецкого и карта состояния сенсорной сферы у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Е.Ф. Войлоковой, Ю.В. Андруховича, Л.Ю. Ковалёвой. 
 
Сенсомоторный уголок помогает:
- развить вестибулярный аппарат, координацию движений, двигательную активность,
- профилактике плоскостопия и носит оздоровительно-закаливающий эффект,
- снизить нервное и эмоциональное напряжение, создаёт психический комфорт, создать положительный эмоциональный фон,
- развить воображение, пространственное представление, мышление, память, внимание, восприятие,
- развить умение дифференцировать звуки,
- снизить уровень агрессивности и тревожности,
- закрепить цвет, форму, величину,  развить мелкую моторику,
- развить кинестетические и тактильные, вкусовые и обонятельные, зрительные и слуховые ощущения,
- повысить познавательную активность, исследовательский интерес, коммуникабельность.

В нашей группе силами родителей и педагогов создана предметно-развивающая среда, способствующая сенсорному развитию. При оформлении группы учитываются индивидуальные особенности детей и возраст.
При организации уголка особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен  содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Содержание сенсомоторного уголка

Также была проведена работа с педагогами детского сада и с родителями:
- проведён смотр – конкурс сенсомоторных уголков
- проведён семинар- практикум по данной теме 
- проведены родительские собрания
- родители приняли активное участие в оформлении сенсомоторных уголков
- собран консультативно- методический и практический материал
- проведен мастер- класс по работе в сенсомоторном уголке

В результате проводимой работы высокого уровня сенсомоторного развития достигли 20% детей, среднего – 50%, на низком уровне осталось 30% обследуемых детей (дети – инвалиды). Организация сенсомоторного уголка способствовала тому, что дети овладели более рациональными приёмами обследования, более эффективно формируются знания об определённых сенсорных эталонах, повысилась работоспособность,  познавательная и поисковая  активность, улучшилось  состояние общей и мелкой моторики.

Литература:
  1. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.З., Ковалёва Л.Ю. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
  2. Высокова Т.П. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» издательство «Учитель» Волгоград 2010 год.

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: обоняние, сенсомоторика, технологизация, здоровья, дети с ограниченными возможностями, зрение, осязание, слух, сенсомоторный уголок, Восприятие
Просмотров: 2979 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz