Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:52

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ Скачать с сервера (1.36Mb) ] 03.03.2011, 11:04
Обучение детей с ОНР связному высказыванию  с опорой на наглядность 

Лариса Дмитриевна Лагунова,
воспитатель группы компенсирующей 
направленности МДОУ №171 г. Кирова

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связного высказывания. У них отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи.
Дети с ОНР испытывают трудности при пересказе, не могут дать полного ответа, т.е. составить простую фразу. Для развития связного высказывания необходимо создавать мотивацию общения, формировать стремление рассказать о себе, о любимых игрушках,  своих близких.

Эффективность такой работы зависит от системности проведения занятий, дидактических игр, игровых упражнений при наличии наглядности.
Основные виды связного высказывания – рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения.

Во время связного высказывания своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики событий, о котором высказывается.
Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора – беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ – из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка.
Не все дети испытывают потребность связно говорить. Со стороны педагога должна быть огромная заинтересованность в развитии у детей связного высказывания.

Овладение связным высказыванием возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Работа по связному высказыванию предполагает определенную этапность в работе:
  1. Составление простых предложений;
  2. Составление предложений развернутых конструкций;
  3. Упражнение в диалогической речи;
  4. Упражнение в связной описательно – повествовательной речи.
Обучение составлению простых предложений и диалогической речи используем в работе как подготовительный этап упражнениям в связной речи. Эту работу проводим по мере необходимости на индивидуальных и подгрупповых занятиях, иногда используем, как часть фронтального занятия, а также в игровой и трудовой деятельности, режимных моментах, на прогулках. Так же используем ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на закрепление навыков составления фразовых высказываний, формируем словесное творчество и развитие чувства языка.

В своей работе по обучению связному высказыванию детей используем схемы – подсказки, предметные картинки, пиктограммы, ребусы, серии сюжетных картинок, графическое моделирование. Они помогают и облегчают работу над связным высказыванием детей и способствуют развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения.

Обучая детей умению составлять связные высказывания, педагогу необходимо дать некоторую теорию построения высказывания:
- если это предмет, то высказывание нужно начинать с тех признаков предмета, которые видим и можем почувствовать, исследуя предмет. Для этого используем схематические изображения, которые помогают определить цвет предмета, форму, величину, способы передвижения, части предмета, вкусовые ощущения, например: 

Мы разработали  карты – схемы по лексическим темам, которые помогают детям составлять связные высказывания о том или ином предмете, животном, птице, дереве и т.д. (см. приложения №1, №2 в приложенном файле)

План – схема устанавливает последовательность, определяет содержание высказывания. Схемы – планы позволяют каждому дошкольнику находить свой вариант связного высказывания, а речь педагога сводится к минимуму, лишь молча, указывает на символические изображения.  В случае затруднения другие дети дополняют, исправляют речь говорящего.

При обучении детей связному высказыванию используются следующие приемы:
  • педагог дает полное высказывание, ребенок раскладывает опорные картинки, затем повторяет рассказ;
  • педагог начинает, ребенок продолжает высказывание по оставшимся опорным картинкам;
  • дети самостоятельно составляют связное высказывание по опорным картинкам, предметам, планам – схемам;
  • ребенок самостоятельно составляет связные высказывания и придумывает свой рассказ;
  • «картинки обиделись»- ребенок составляет связное высказывание по спрятанным картинкам или по отсутствующим.
В коррекционной работе предполагается многократное составление связных высказываний по заданию логопеда с использованием наглядной опоры, это составление загадки описания, описания предмета, картинки с последующим рисованием.
В повседневной деятельности детей  создаются проблемные ситуации: «Угадай предмет», «Ты видел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу» и другие.

Связному высказыванию детей способствует использование ситуаций письменной речи: «Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу», «Давай напишем письмо – рассказ о празднике заболевшему другу».
Важно, чтобы каждый ребенок мог свободно высказываться и любую даже неудачную попытку ребенка выразить свою мысль требуется поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность.
Работа по связному высказыванию детей проводится в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений. 

Упражнения и приложения смотрите в приложенном файле (Ссылка "Скачать с сервера")

Использование наглядных схем, картинного плана - схемы при обучении дошкольников  с ОНР связному высказыванию заметно облегчает овладение этим видом связной речи, систематизирует полученные знания детей, дает возможность спланировать связное высказывание. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие высказывания четкими, связными, полными, последовательными. Это имеет важное значение для дальнейшего обучения в школе, для развития логического мышления, для общения с окружающими людьми.

Литература:
  1. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников». М., «Просвещение», 1973.
  2. М.Г.Генинг, Н.А. Герман «Обучение дошкольников правильной речи» Чебоксары Чувашское книжное издательство, 1980г.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.          

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: приемы, типы предложений, общее недоразвитие речи, дидактические игры, пересказ, Рассказ, фраза, схемы
Просмотров: 1978 | Загрузок: 374 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz