Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:33

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 02.03.2011, 11:09
Художественно-эстетическое развитие детей 
с задержкой психического развития через специально организованные занятия 
по рисованию с применением нетрадиционных техник

Елена Александровна Хакимова,
воспитатель муниципального казённого дошкольного
образовательного учреждения 
детский сад компенсирующего вида «Надежда»
г. Кирово-Чепецка Кировской области,
ele-kha@yandex.ru

У детей дошкольного возраста необходимо формировать способности к поиску знаний, развитие творческой личности, креативность. Этому как раз способствует изобразительная деятельность. У детей с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е.А. Екжанова, Б.М. Теплов, Т.П. Кудрина и т.д.) отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на них весьма положительно и имеет психокоррекционную направленность воспитания и обучения. Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий изобразительной деятельностью, с другой – сниженный интерес детей к процессу и результату рисования. Решение этой проблемы видится мне в использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР изобразительной деятельности. Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к преподаванию рисования. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она должна включать в себя и другие изобразительные материалы и средства. Идея заключалась в системном использовании нетрадиционных техник рисования, в новом подходе к определению содержания обучения детей с ЗПР рисованию. Главным отличием данной системы является результат занятия – не научить ребёнка стандартному изображению предметов, а показать пути проявления и развития творчества в рисовании. В своей работе опиралась на основные принципы педагогики (научности, доступности, активности, систематичности, последовательности, наглядности), также на принципы коррекционной педагогики (принцип коррекционной направленности, динамического изучения детей, принцип реализации деятельностного подхода, принцип индивидуально-дифференцированного подхода).

Цель – развитие творческой личности ребёнка 3-7 лет через изобразительную деятельность с применением нетрадиционных техник рисования. 
Задачи:
  1. Формировать положительный устойчивый интерес к рисованию.
  2. Познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения и научить самостоятельно их использовать.
  3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
  4. Поощрять активное участие детей в изобразительной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
  5. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений декоративного искусства.
Изучение методик и технологий по нетрадиционным техникам рисования, а также анализ работы ДОУ позволило создать новую систему обучения детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. До сих пор использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию в дошкольных образовательных учреждениях остаётся ситуативным, применяются наиболее простые техники (рисование пальчиками). В основе нового содержания обучения - использование нетрадиционных техник изображения в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Создана система обучения рисованию детей 3-7 лет с использованием нетрадиционных техник, распределения их по возрастам (от простого к сложному), разработкой нового перспективного планирования занятий по рисованию. Вся работа распределена по этапам, каждый этап длится один год. Учитываются особенности развития детей с ЗПР, их возраст, применяемые технологии, тематическое планирование ДОУ, совмещение с проектной деятельностью в старшем дошкольном возрасте, интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Апробированы методы и приёмы, средства для развития творческих способностей детей, воспитания эстетического вкуса, личностного интеллектуального развития, создания ситуации успеха каждому ребёнку.

В первый год обучения дети знакомились с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. На данном этапе используются традиционные инструменты и материалы (кисти и краски). Нетрадиционным здесь является подход к их использованию. На втором этапе знакомство с техниками, где необходимо использование дополнительных инструментов, смешивание краски с другими материалами или нанесение одного изобразительного материала на другой. Здесь дети учились ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познавали свойства материалов, правила применения оборудования. Вся работа на этом этапе проходила через реализацию проекта «Природа, художник, я». Цель проекта – эстетическое развитие детей в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. На третьем этапе использовались смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий дети учились анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учились работать в паре, позже - небольшими подгруппами. В этот год был реализован проект «Мир искусства». Цель проекта – развивать у детей эстетическое восприятие и художественный вкус в процессе приумножения и передачи опыта творческой деятельности.

Для усвоения материала использую следующие методы и приёмы:
- Информационно-рецептивный метод (и такие его приёмы как рассматривание репродукций, фотографий, альбомов, наблюдения в природе, экскурсии; показ новых способов рисования и др.);
- Метод проекта (преобладающий мотив – совместное творчество, доставление радости, что даёт ребёнку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные качества);
- Словесный метод (это беседы о художниках, жанрах живописи; искусствоведческий рассказ, художественное слово.);
- Эвристический и исследовательский методы для развития у детей самостоятельности, фантазии и творчества. Приём создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначных решений;
- Игровые приёмы (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр.);
- Инициирование самостоятельного и творческого применения детьми полученных умений в конкретных творческих ситуациях;
-Создание условий для детского художественного экспериментирования;
- Приём сотворчества педагога и ребёнка;
- Организация выставок рисунков детей и т.д.

Формы организации обучения и воспитания: занятия по рисованию, блок совместной деятельности педагога с детьми (игра, творческий проект), самостоятельная деятельность. В группе создана предметно-развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в дошкольной педагогике. Есть уголок изодеятельности, оснащённый разнообразным изобразительным материалом; «вернисаж», где выставляются репродукции художников и детских иллюстраторов. Подобраны музыкальная и литературная картотеки; большой выбор наглядного и информационного материала; действуют персональные и тематические выставки рисунков детей. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования.

Ввиду того, что игра является мощным стимулом для детей, необходимо применение развивающих игр и игровых приёмов в обучении. Использую в работе авторские развивающие дидактические игры (на закрепление названий цветов и их оттенков, развитие цветовосприятия, на ознакомление с художниками и произведениями живописи, на закрепление знаний народного декоративно-прикладного творчества, на развитие композиционных умений).

Более эффективное развитие творческого мышления возможно при условии интеграции предметов эстетического цикла, базирующихся на искусстве – музыкальном, изобразительном и литературном. 
При разработке перспективных планов по рисованию с использованием нетрадиционных техник учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей с ЗПР, а также тематическое планирование в ДОУ.

Важная составляющая работы – это взаимодействие с родителями. Родители активно участвовали в реализации творческих проектов, помогали в оснащении предметно-развивающей среды, участвовали в выставках творческих работ.

Результаты. Повысилось качество обученности детей по рисованию за три года: 2006-2007 – 70%, 2007-2008 – 80%, 2008-2009 – 84%. За 2009-2010 уч.г. уровень обученности - 85%, а качество обученности составило 31% (дети 3 - 4 лет, адаптационная, диагностическая группа). Дети научились проявлять активность и самостоятельность в изодеятельности; находить новые способы для воплощения художественного замысла; передавать в рисунках свои чувства, отношение к окружающему миру. Наблюдается положительная динамика в умении экспериментировать с цветом, в использовании различных способов действий с изобразительным материалом, применении нетрадиционных техник рисования. Дети нашей группы принимали активное участие во всех городских конкурсах рисунков, занимали призовые места. 

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: система обучения, нетрадиционные техники, проекты, интеграция, творчество, задержка психического развития, игра, рисование
Просмотров: 3942 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz