Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:49

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 02.03.2011, 10:38
Исследовательский проект «Маленький экономист»
с системой развивающих игр экономического содержания 

Юлия Александровна Мокрушина,
воспитатель высшей квалификационной категории 
МКДОУ детский сад компенсирующего вида №11
г. Кирово-Чепецка Кировской области,
e-mail:  yulyamokru@mail.ru

Ведущая педагогическая идея - внедрение и апробация новых технологий деятельностного характера, направленных на формирование у детей умения добывать знания из различных источников информации, способствуют развитию творческой познавательной активности. Знакомство дошкольника с основами экономики через исследовательскую деятельность и игры с экономическим содержанием позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания, мышления, придают обучению интегрированный развивающий характер. Это делает процесс экономического воспитания наиболее эффективным, интересным, доступным и понятным.

Исходя из этого, мною был разработан экономико-исследовательский проект «Маленький экономист» с системой развивающих игр экономического содержания. 

Цель: создать условия для экономического воспитания детей. 

Задачи:
  1. Познакомить с основами экономической культуры,  побуждать к деловой активности.
  2. Разработка учебно-методического комплекса ( перспективный план, авторские пособия, технологические карты занятий, диагностические задания).
  3. Разработать картотеку развивающих игр экономического содержания, с использованием детской исследовательской деятельности.
  4. Организовать деятельность (познавательную, исследовательскую, игровую) для формирования представления об экономике и её закономерностях.
Для реализации задач руководствуюсь «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также методическими пособиями:
Е.А. Курак. «Экономическое воспитание дошкольников», 
Т.А. Шорыгина «Беседы об экономике».

Ожидаемый результат: познакомить детей с основами экономики, способствовать формированию их  познавательной активности.

Методы обучения. 
В практике моей работы присутствуют продуктивные и репродуктивные методы обучения.

Форма организации. 
Разработка и реализация учебно-методического комплекса для реализации задач обучения, составление перспективного плана занятий и совместной деятельности на основе интеграции областей знаний.

Особенности содержания.
Работа с детьми по исследовательскому проекту «Маленький экономист» проходит по трём блокам и реализуется через применение поисково-исследовательской деятельности и игровых технологий.

  • Блок организованных занятий (исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, творческие проблемные задания; 
  1. обучающие игры, игры-классификации, эксперименты);
  2. блок совместной  деятельности  (разыгрывание «экономических» сказок, дидактические игры, игры развлечения, вечера досуга, игры-путешествия изобретательные задачи);
  3. блок самостоятельной деятельности детей (театрализованные и сюжетно-ролевые игры экономического содержания, бизнес-игры).
При реализации задач экономического воспитания выделяю пять основных тем 
  • «Потребности»,
  • «Производители и ресурсы»
  • «Товары и услуги»
  • «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена»
  • «Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена»
Знакомство с темами носит практический и творческий характер.

Игры-путешествия развивают у детей исследовательские навыки, умения находить нужную информацию из различных источников. В игре «Потребности древнего и современного человека» дети находили информацию о потребностях древнего человека, классифицировали и сравнивали с потребностями людей в современном мире. 

В игре-путешествии «Музей денег» узнали, что служило деньгами для древних людей, как возникли металлические деньги, познакомились с валютой разных стран. На основе полученных знаний оформили коллекции денежных единиц, составили карту-памятку «Путешествие денежки».

В играх-классификациях уточняются и закрепляются представления детей об экономических явлениях. Они носят характер открытий. Дети учились ставить проблему, цель, вести цикл исследований, кодировать информацию через схемы и рисунки.

Сюжетно-ролевые игры помогают широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях. Экономические знания детей, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. 

Обогатить опыт впечатлений детей о красоте, богатстве окружающего мира, но вместе с тем ограниченности ресурсов помогли игры-эксперименты, опыты, экскурсии в природу (парк, лес, поле). Благодаря поисково-исследовательской и проектной деятельности дети узнали об ограниченности природных ресурсов, о рациональном их использовании, об ответственности людей за будущее Земли.

Игры-занятия с решением нестандартных ситуаций оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Особый интерес у дошкольников вызывают игры-развлечения («Ярмарка», «Аукцион»). Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

С целью эффективной работы с детьми в группе была организована специальная развивающая среда, которая стимулирует развитие ребёнка, позволяет ему проявлять самостоятельность. Всё игровое пространство было условно разделено на две зоны:
1. Совместная игровая зона детей и взрослого (игротека «Маленький экономист»).
2. Самостоятельная игровая зона детей (экономический уголок).

Создана игротека «Маленький экономист», где представлен необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий. Такое содержание игровой среды создает возможность экспериментировать, фантазировать и свободно моделировать детям свои действия.

Диагностика знаний детей выявила следующее:
По результатам опроса и наблюдения за детьми в играх экономического содержания, можно отметить, что экономические знания детей носят конкретный, осознанный характер. В диагностических заданиях ставилась цель: выявить умение детей получать информацию из разных источников, решать проблемные ситуации, вести диалог со сверстниками. Проведённая работа имела положительный результат и динамику развития воспитанников:
2008-2009 учебный год  (5- 6 лет) – 65 %
2009-2010 учебный год (6-7 лет) – 90,1%

Я считаю, что знакомство дошкольников с основами экономики через игры и исследовательскую деятельность придаёт обучению интегрированный развивающий характер, обеспечивает максимальную активность детей в процессе познания, развивает у детей любознательность, мышление и речь. Эти важные качества необходимы детям, чтобы быть активными, самостоятельными, уверенными в себе и легко ориентироваться в жизненных ситуациях.

Литература:
  1. Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.,2002. 
  2. Мазеева Т.С. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2007.
  3. Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику» С-П., 2008.
  4. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. «Хочу быть предпринимателем». М., 2004.
  5. Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике» М.,2009.
  6. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?  Дошкольное воспитание. 1989 №1; 1994. №8.
Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: игра-путешествие, игра-классификация, интеллектуальные игры, игровые технологии, сюжетно-ролевые игры, игры-развлечения, «Маленький экономист»
Просмотров: 1687 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz