Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 02.03.2011, 10:25
Формирование трудовых умений и навыков у детей 6-7 лет с ОВЗ 
(интеллектуальной недостаточностью) в процессе работы 
с тканью и простейшими инструментами

Клепикова Татьяна Анатольевна,
Вылегжанина Наталья Викторовна, 
воспитатели МДОУ детского сада 
компенсирующего вида № 119 
города Кирова, bols-zhanna@yandex.ru

Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Для них труд является основным способом адаптации к жизни.
Тукасова М.А., Маллер А.Р., Морозова Т.Т. рекомендуют включать в программу коррекционной школы VIII вида работу с тканью. Этот вид труда предусмотрен и программой дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, где определены задачи обучения, но методического обеспечения программы по разделу трудовое воспитание нет.

В связи с вышесказанным возникла необходимость устранения следующего противоречия: между большими коррекционными возможностями работы с тканью и простейшими инструментами в формировании трудовых умений и навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста и недостаточной изученностью этих возможностей в теории и практике дошкольного образования.

Педагогами  д/с № 119 г. Кирова адаптированы рекомендации специалистов коррекционной школы к условиям ДОУ, разработана и апробирована серия занятий по ручному труду для детей с интеллектуальной недостаточностью IV года обучения.

Основная цель таких занятий – овладение детьми элементарными умениями и навыками работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми для выполнения несложных работ с помощью педагога.

Помимо обще дидактических принципов в работе с детьми используются и специальные – это принцип коррекционно-развивающего обучения, принцип доступности, индивидуального подхода, практической направленности деятельности.

Серия занятий составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, умственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью, структуры и степени выраженности нарушения.
Форма организации детей на занятии – групповая(10 чел.), работа в парах, количество занятий – 16, продолжительность 30 минут.

Практическая работа с детьми включает ряд этапов.
1 этап – подготовительный.
Цель: сформировать эмоционально-положительное отношение к работе с тканью, познакомить детей со свойствами используемых материалов и способами работы с инструментами. 
Содержание: знакомство с трудом швеи, тканями ( ситец, шерсть, шелк, фланель), швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с иголкой и ножницами.
Занятия проходят в виде дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Средства: ознакомление с трудом швеи расширяет представление детей о содержании деятельности; совместные действия (педагог-ребенок), т.к. особенностью трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью является обязательное участие взрослого.
На каждого ребенка:  «коллекция тканей», бутафорская иголка, толстая нитка, волчки, бумага, ножницы.
Формы стимуляции труда – поощрение даже мало заметных успехов детей.

Основные коррекционные методы и приемы:
- дидактические игры помогают познакомить с тканями и швейными принадлежностями;
- экскурсия, сюжетно-ролевая игра, различные виды наглядности художественное слово, подготовительные упражнения вызывают и поддерживают интерес к работе с тканью;
- детям трудно вдевать нитку в иголку, чтобы облегчить это действие, сначала работают с большой бутафорской иголкой и толстой ниткой;
- обучение детей завязыванию узелка на нитке происходит с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запускание волчков

II этап – основной.
Цель: обучить детей наиболее простым приемам шитья.
Содержание: усвоение соответствующих технологических приемов:
вдевание нитки в бутафорскую иголку, завязывание узелка на нитке, пришивание пуговиц с 2 и 4 дырочками к деревянному планшету и картону, знакомство со швами «вперед иголку» и «через край» (деревянный планшет, картон).

Средства: совместная деятельность (педагог-ребенок); использование различных видов наглядности (образцы, технологические карты).
На каждого ребенка: бутафорская иголка, нитки, крупные пуговицы, деревянные планшеты картонные заготовки с пробитыми и проколотыми для шитья дырочками «дорожками», ножницы.

Основные коррекционные методы и приемы: 
- показ и подражание, сопровождающиеся речевыми комментариями  взрослого, словесные установки «смотрите на меня», «делайте, как я» организуют детей и способствуют усвоению последовательности выполнения тех или иных действий;
- технологические карты (которые отражают основные этапы работы) могут быть использованы воспитателем для объяснения последовательности выполнения приема, при проверке задания, в ходе повторения, для индивидуальной помощи детям;
- чтобы помочь детям освоить простые швы используется прием: на месте, где должен быть шов прокалываются или пробиваются отверстия – образуется «дорожка» по которой и надо шить;
- все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т.е. имитируют соответствующие движения руки, а затем действуют с иголкой и ниткой;
- работа в паре позволяет распределить между детьми учебную нагрузку, учитывая их физические возможности, способствует воспитанию нравственных качеств, помогает создать ситуацию успеха;
- индивидуальный подход и контроль, важно отмечать ошибки в работе детей, чтобы у них не вырабатывались неправильные действия

III этап – практический.
Цель: сформировать приемы работы с тканью на уровне навыков во время практических работ.
Содержание: закрепление умений и навыков в ходе практического повторения. Здесь не ставится задача обучать новым трудовым приемам, главное – автоматизировать трудовые умения.

Средства: собственная трудовая деятельность детей под руководством взрослого, т.к. нельзя научиться чему-либо, не делая этого; заготовки для будущих изделий, образцы, технологические карты.
На каждого ребенка: игольница, иголка с большим ушком, катушки с цветными нитками, пуговицы, лоскутки ткани, ножницы.

Основные коррекционные методы и приемы:
- в процессе практического повторения детям приходится заниматься однообразной работой, а это усиливает отвлекаемость, раздражительность, поэтому необходимо выбирать для занятий яркий, разнообразный материал, показывать образцы выполненных изделий;
- для поддержания определенного ритма работы детей необходим специальный трудовой режим: с физкультминутками, сменой деятельности, с постоянным положительным подкреплением и одобрениями;
- перед тем, как приступить к выполнению задания, каждый ребенок воспроизводит показанный прием с помощью педагога, объясняет свои действия;
- большое воспитательное значение  имеет подведение итогов работы, ее анализ и оценка.

Практика показывает, что формирование трудовых усилий и навыков в процессе работы с тканью и простейшими инструментами успешно осуществляется в ходе целенаправленного обучения на специальных занятиях по ручному труду в коррекционном ДОУ VIII вида с детьми IV года обучения. 

Дети под руководством взрослого овладевают к концу обучения приемами пришивания пуговиц, умеют выполнять простые швы по ткани, пользоваться швейными принадлежностями, соблюдают правила безопасной работы с иголкой и ножницами, проявляют устойчивый интерес к работе с тканью.

Литература:
  1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных учреждзгений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Москва «Просвещение» 2003.- 272 с.
  2. Картушина Г. Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. Вспомогательная школа. Москва «Просвещение» 1989.-143 с.
  3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М.: АРКТИ. 2002.-176 с.
  4. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Москва «Просвещение» 1990.-176 с.

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: практическая деятельность, Умение, обучение, интеллектуальная недостаточность, ручной труд, формирование, навык, прием, работа с тканью, занятие
Просмотров: 1770 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Thanks for writing such an eastayo-underst-nd article on this topic.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz