Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 02.03.2011, 10:09
Это загадочное детское творчество

Ольга Прокопьевна Головизнина,
воспитатель по изобразительной деятельности
МДОУ детский сад №4 «Аленький цветочек»
г. Вятские Поляны Кировской области,
 helgij@rambler.ru

«Научить творчеству нельзя,
а вот позволить творить вполне возможно….»

Встречаясь с детским творчеством, всегда испытываешь большое удовольствие от эмоциональности, непосредственности, наблюдательности юного художника. Обаяние детского рисунка, исполнения музыкального или литературного произведения, танца – все вызывает у нас взрослых умиление и неясную тоску о чем-то утерянном.
«Будьте как дети» - обращается к нам Христос. Кажется это так просто, но не могут взрослые люди, не умеют чувствовать как дети. Разве только  очень немногие. Во многих взрослых не хватает чувственного отклика на проявления детской души. А работая в детском саду, взрослым предоставлена идеальная возможность растить новых людей, с присущими им не только исполнительскими способностями, но и творческими, которые им, несомненно, будут необходимы в дальнейшей жизни. Известно, что творческие способности лучше всего развиваются в любимых видах деятельности, а для детей – это игра. И если занятия художественно-продуктивной деятельностью в дошкольном возрасте, будут, восприниматься детьми как игра, и они научатся фантазировать и замечать красоту, то такие занятия будут иметь благоприятную основу для развития их творческих способностей. 
Дети чувствуют и изображают окружающий мир не так как взрослые. В чем же загадка детского восприятия мира и его отображения в художественном творчестве? 
Название нашей изостудии, «ФанТик». «ФАНТИК» - это значит Фантазия, Творчество и Красота. В центре этого названия и кроется главное направление современного воспитания - ТВОРЧЕСТВО, которое немыслимо без восприятия красоты  и развития фантазии.

Красота
Говорят, что красота спасёт мир. А как она спасет мир, если ее не замечают, потому что некогда, а если не умеют, потому, что не научили…видеть ее в ближайшем окружении. Почему такое происходит?
Наверняка, окружающие взрослые не учли того, что душу ребёнка надо начинать питать чувством красоты как можно раньше и чаще. И путей для этого не мало: через созерцание родной природы, через ознакомление  с различными видами творчества: музыкального, литературного, изобразительного, через окружающую среду. 

А начинать можно уже с ближайшего окружения. Нужно так построить предметно-пространственную среду помещения, будь то группа, кабинет, или студия, чтобы ребёнка окружала красота, уют и  комфорт. И в то же время каждый уголок среды имел бы свое предназначение. Например, в нашей изостудии есть «Дом творчества». И поэтому детские работы не просто помещаются на стену для просмотра, а «поселяются» в этом доме. Он эстетически оформлен, и  «поселение» в этом доме считается нашими детьми за честь и большой наградой.  Так же в изостудии есть «Стена творчества», но и она необыкновенная.  Это целая улица, из  домов и домиков, в которые превратились фланелеграф, маркерные, магнитные и  стеклянные доски. Дети очень любят «творить свои шедевры» на этих досках и оставлять их  на память для других детей, которые, приходят в изостудию. Приём «одухотворения» предметов, природных явлений и объектов, придания им образности  помогает  сделать предметную среду красивой и привлекательной,  а занятия творческими и развивающими.

А такие приёмы как «минутки любования», «минутки удивления», «минутки созерцания», «минутки вхождения в картину» способствуют восприятию одухотворённой природы, познание её красоты, а через слушание красивой музыки и описаний окружающего мира знакомство со сказкой и творчеством художников, композиторов, литераторов.  Учимся не только «смотреть», но и «видеть» окружающую нас красоту и помогает нам в этом объектив фотоаппарата. Почувствовав энергию своих собственных и детских эмоций при демонстрации своих личных творческих работ, стала активнее применять этот методический прием в своей практике.

Фантазия – это всплеск эмоций, слова, линии, цвета. Без фантазии нет творчества, нет красоты. И если хочешь вырастить творческую личность надо начинать работать над развитием фантазии  и  воображения  как можно раньше, с самого «нежного» возраста. На занятиях по изобразительной деятельности  включаю много разнообразных упражнений на развитие фантазии. Обычно мы с детьми садимся на кораблик «Фантазия» и отправляемся в страну «Выдумляндия», где превращаем полоску бумаги в змейку, черепашку, яблочко, кувшинчик из глины - в рыбку, животное, человечка. А такие  упражнения как,  «Что на что похоже», «Волшебный мячик», «Волшебный мешочек»,  «Дорисуй-ка» используются мной как часть занятия, в начале, для возбуждения интереса к теме или в конце занятия, на закрепление знаний. Многие занятия полностью посвящены теме развития воображения и фантазии. Например: «Бумажные фантазии», «Стеклянные фантазии», «Природные фантазии», на которых обычные предметы бумага, природные объекты, стеклянные бутылки превращаются в героев из страны Чипполиния, или в свиту королевы Зубная паста, или в волшебный замок.

Хозяином изостудии является клоун Фантик и его друзья Флорина и Фауна, Весёлый и Грустный Карандаши, Радужка, Карлсон и Художник. Вместе с ними дети занимаются творчеством, играют, рассматривают рисунки, не только в изостудии, но и у себя в группе. Каждому персонажу определено свое назначение. Например: Радужка приходит к детям на занятия по цветоведению, а царица Флорина руководит блоком «Мир природы», Фантик, когда мы с детьми фантазируем, играем в игры с красками и пластическими материалами, сюжеты которых дети придумывают сами. 

Развитию творчества помогает образность, я язык искусства - это образы, символы. Чтобы научиться говорить на языке искусства, мы должны сначала научиться жить среди него. Язык художника - чувственный, полный личных переживаний. Занимаясь творчеством, мы погружаемся в колодец наших чувств и черпаем оттуда образы. Именно поэтому нам надо обеспечить наполняемость этого колодца. Но как это сделать? С помощью новых образов. Мышление такого типа питается от органов чувств: зрительными впечатлениями, звуками, запахами, вкусами, прикосновениями. Всё это крупицы волшебства, а именно оно и лежит в основе искусства. Для того, чтобы возникло это волшебство на своих занятиях я бужу чувственность ребенка через разные современные технологии музо-, изо-, фото-, сказко-, мульт- и песочной терапию. 

А  создав свою методическую разработку по ознакомлению детей с искусством, я создала систему применения приёмов направленных на развитие у детей творчества, благодаря, которым  дети окунаются  в этот мир, учатся понимать, воспринимать и изображать его. Они не просто смотрят картину, а пытаются войти в нее, испытать те чувства, которые присутствуют на картине; обыграть ее, взяв на себя роли главных персонажей картины; пытаются создать композицию картины. 

Для ребёнка немало важным, является какой с ним рядом, находится взрослый. Поэтому своим личным примером пытаюсь вовлечь детей в удивительный мир творчества. Сама с удовольствием занимаюсь фотографией и рисованием. Стараюсь своим воспитанникам передать радость от созданных работ. Пытаюсь вовлечь не только детей, но и педагогов и родителей. Для педагогов планирую открыть артстудию, где бы все желающие могли заняться творчеством для души. И как результат таких занятий будут обновляться экспонаты в галерее Искусств. А для родителей вот уже четвёртый год работает «школа для заботливых родителей и их талантливых детей», в которой дети и их родители познают радость совместного творчества, участвуют в детско-родительских проектах «Я - взрослый, ты - ребенок», «Птица счастья», «Мир в твоём окне».

Создание этих условий дало начало развитию творческих способностей у  воспитанников. И как результат моей работы является, то, что дети охотно бегут в изостудию, делятся своими успехами, радуют меня своими работами. Успешно осваивают программу по изобразительному искусству в общеобразовательных школах и с удовольствием посещают художественные студии. А детские работы интересны по сюжету, яркие и непосредственные и занимают призовые места в различных конкурсах.

Детское творчество имеет иную природу, чем творчество взрослых. Главное здесь — сам процесс познания, открытия, а затем и создания тех или иных ценностей. Задача формирования творческих способностей у детей на первых порах сводится к привитию им навыков, умения в том или ином деле. И уже в дальнейшем дети проявляют инициативу, фантазию, находчивость. Руководить детьми и вместе с ними учиться конструировать, определять форму, подбирать сочетания цветов, добиваться выразительности линий, силуэтов — занятие и увлекательное, и полезное.

Моим профессиональным кредо является передача доброй энергии детям. 
Я слабым говорю: «Держись!» 
Я им помочь готова всей душой.
И снова чья-то маленькая жизнь 
В моих руках становится большой!

Человек неравнодушный к окружающей красоте и умеющий фантазировать, обречён на творчество! 
Фантазия слилась с красотой, и от этого союза родилось - ТВОРЧЕСТВО!
Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: колодец чувств, Фантазия, язык искусства, красота, творчество, дошкольники, «Стена творчества, образность, «Дом творчества», одухотворение
Просмотров: 1355 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz