Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 01.03.2011, 13:18
Формирование у дошкольников познавательного интереса 
к окружающей среде через проектную деятельность 

Екатерина Валентиновна Сокольникова, 
воспитатель МДОУ детского сада 
общеразвивающего вида № 28 «Белочка» 
г. Кирова (обл.)

В настоящее время экологическая проблема волнует весь мир. В этой тревожной, а подчас угрожающей ситуации необходимо получать экологическое воспитание и образование, начиная с дошкольного детства. Правильное отношение ребенка к природе, себе, вещам и другим людям строится на элементарных экологических знаниях. Любая культура, в том числе и экологическая, усваивается не только и не столько через специальное обучение, сколько в постоянном общении с природой, людьми, искусством при условии, что рядом и вместе с ребенком находится человек с достаточным уровнем такой культуры.

Наибольшее значение в формировании основ экологической культуры имеет личностно-ориентированное обучение в совместной деятельности детей и близких им взрослых. Оно может принимать форму делового взаимодействия и сотрудничества, в ходе которого на эмоциональной основе формируются практические навыки, закладывается система экологических представлений, происходит осознание ценности и красоты жизни. Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия предполагает учет следующих принципов: 
  • уважение к потребностям и нуждам ребенка; 
  • уважение к мнению ребенка; 
  • уважение к труду ребенка и его результатам; 
  • комфортность и эмоциональность. 
Наш детский сад работает по программе «Радуга» - это комплексная программа, позволяющая рационально перераспределять задачи по экологическому воспитанию между разными разделами программы. Особенно ярко эта возможность прослеживается в таких разделах, как познавательное и художественно – эстетическое развитие. В методике познавательного развития детей дошкольного возраста описаны различные формы, методы и приемы. Преимущество методики в том, что формирование основ экологической культуры дается не изолированно (отдельным разделом), она гармонично вплетается в разнообразные аспекты жизни ребенка. Это позволяет максимально приблизить детей к природе, понять ее мощь, красоту. И самое главное, такой подход способствует формированию целостности восприятия мира. А это является одной из главных задач познавательного развития дошкольника. Эффективным средством организации педагогического процесса является технология проектирования и проект, как одна из форм поисковой деятельности. Поэтому был разработан проект «Птицы – наши друзья» для детей 3-6 лет. 

Проблема: Почему нас так заинтересовала работа с птицами? Птицы наиболее яркие представители нашего региона. Они привлекают детей своим внешним видом, повадками. Дети радуются появлению птиц, с интересом наблюдают за ними. Известно, что дети активно познают лишь то, что для них эмоционально значимо. Забота о птицах помогает формировать у детей добрые чувства (сострадание, милосердие), бережное отношение к природе. 

Цель работы:
Формирование познавательного интереса к окружающей среде.
Воспитание эмоционально-познавательного отношения к природе родного края.

Задачи:
  1. Углублять и конкретизировать представление о птицах. Продолжать знакомить со строением птиц, их повадками, средой обитания. 
  2. Формировать представление о зимующих, перелетных, насекомоядных и водоплавающих птицах. 
  3. Актуализировать знания детей о птицах разных стран и учить устанавливать причинно-следственные связи между строением птиц и средой обитания. 
  4. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам. 
  5. Развивать способности к поисковой деятельности. 
  6. Поддерживать интерес к деятельности сверстников. 
Данный проект состоял из следующих блоков: аналитический, информационный, практический, досуговый, блок «Презентация», оценочный. Работа над проектом длилась в течение трех лет – с младшей по старшую группу. 

I. Аналитический блок включил в себя: 
  • Анкетирование родителей 
  • Диагностика детей 
  • Интервьюирование 
Систематизировав свои наработки по данному направлению, был составлен комплексно-тематический план, который предполагал совместную деятельность всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

II. Информационный блок:
  • Подбор наглядной информации
  • Выставки
  • Папки – передвижки
  • Занятия
  • Наблюдения
  • Экскурсии
Поставленные задачи решались через разнообразные виды деятельности. Работа по формированию элементарных знаний о птицах проходила не только на традиционных занятиях и экскурсиях, но и во время стихийных ситуаций в повседневной жизни, в заранее продуманных ситуациях, в процессе самостоятельной познавательной деятельности детей. 

III. Практический блок: 
  • Родительские собрания 
  • Семинары – практикумы 
  • Круглый стол 
  • День открытых дверей 
  • Опыты и эксперименты 
  • Игры 
Опытническое экспериментирование включалось в разные разделы программы, использовались нетрадиционные формы игровых занятий (викторины, научные конференции, «Поле чудес», КВН «Птичьи разговоры», «Путешествие в страну птиц» и т.д.), а также опыты вне занятий, которые содержали эксперименты и упражнения для более глубокого знакомства с жизнью и строением птиц. 

IV. Досуговый блок: 
  • Вечера отдыха детей и родителей 
  • Развлечения  
  • Творческие конкурсы 
  • Выставки

Периодически  проводились праздники и развлечения о птицах («Как мы помогли им выжить», праздник «Сороки» и т.д.). Совместно с детьми в повседневной деятельности составляли рассказы и сказки для оформления групповой «Птичьей книги», изготовляли шапочки – маски, с изображением птиц, для показа «Птичьего концерта», подвижных и сюжетных игр. Работа над проектом побудила детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества, развитию активности. Однако невозможно было бы добиться высоких результатов без поддержки родителей воспитанников. Они помогали подобрать литературу, стихи, загадки, принесли фотографии, иллюстрации, Интернет – материалы.  

Y. Блок «Презентация»: 
В ходе осуществления проекта были созданы выставки детских рисунков, альбомы, книги рассказов и сказок о птицах, фотоальбом, детские коллекций. Результатом работы над проектом стал открытый показ занятия для педагогов «Птицы – наши друзья».

VI. Оценочный блок: 
Не менее важной частью при разработке комплексно–тематического плана стала работа над созданием диагностического инструментария. Критерии диагностических заданий усложнялись в зависимости от возраста детей и включали в себя не только уровень знаний, но и отношение детей к птицам. По истечении работы над данным проектом (младшая – старшая группы) была выявлена положительная динамика в развитии познавательного интереса у детей к окружающей среде. Сравнение результатов диагностики показало, что количество детей, имеющих высокий уровень развития, увеличилось на 63% (22% в младшей группе и 85% в старшей). 

Таким образом, систематическая работа по формированию познавательного интереса у дошкольников к окружающей среде, через проектную деятельность способствовала осознанию заботливого, активного и ответственного отношения к природе, что позволит детям успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

Литература:
  1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] /авт. – сост.: Л. С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ,2003.-96с. ( Развитие и воспитание дошкольника)
  3. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004. 
Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: познавательный интерес, экологическая культура, блок, комплексно-тематический план, исследовательская деятельность, экспериментирование, проект, птицы
Просмотров: 1599 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz