Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 01.03.2011, 12:12
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Лариса Николаевна Маслеева, 
заведующий МДОУ детского сада 
общеразвивающего вида  № 28 «Белочка» 
г. Кирова (обл.)

С каждым годом в нашей стране увеличивается плотность транспортных потоков на улицах и дорогах, растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще их жертвами становятся дети. Поэтому обучение навыкам безопасного поведения дошкольников становится все более важной государственной задачей.

Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- возрастные и физиологические особенности детей;
- несформированность у них координации движений;
- стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Кроме того, существует множество других причин, влияющих на риск пострадать в ДТП: нетрезвый водитель за рулём или водитель, превышающий допустимый скоростной режим, низкое качество дорог, несвоевременная медицинская помощь и так далее.
Поэтому в нашем детском саду обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с общими задачами воспитания детей: развитием внимания, собранности, ответственности, осторожности, адекватной уверенности в себе и способности ориентироваться в пространстве.

Целью работы педагогического коллектива детского сада по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге является повышение активности всех участников образовательного процесса в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД осуществляется в нескольких направлениях: работа с педагогами, с детьми, с родителями и с общественными организациями.

Работая с детьми по проблеме, педагоги детского сада ставят перед собой следующие задачи:
1. Учить детей ориентироваться в различной обстановке.
2. Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.
3. Вырабатывать у детей привычку правильно вести себя на улице.
4. Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.

Принципы обучения:
- преемственность (каждая новая ступень обучения опирается на уже усвоенные знания);
- последовательность и постепенность (знания по проблеме даются постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации);
- принцип развивающего обучения (организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка обусловлено темпами и содержанием его развития, направленных на достижение понимания, осмысления и осознания ребенком конкретных безопасных действий в реальных дорожных условиях);
- доступность  (информация излагается в доступной форме);
- наглядность (материал  (плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т.д.) можно увидеть, услышать, потрогать, чем реализуется стремление ребенка к познанию);
- принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах обучения воспитывается у детей культура поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте).

Этапы работы  с дошкольниками по данной проблеме предусматривают:

Диагностический этап - уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, так как помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

Практический этап: 
– расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками ГИБДД, организованной системой занятий;
 – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше группа, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения.

Контрольно-оценочный этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в младшем и среднем дошкольном возрасте  включает в себя знакомство с элементарными правилами дорожного движения, формирование знаний о транспортных средствах, развитие умения определять опасные места на дорогах, остановки общественного транспорта и пешеходный переход, умения ориентироваться на местности вокруг детского сада. Детей учат составлять небольшие рассказы о дорожной ситуации, изображать в рисунках дорожные знаки, человека и транспорт, развивают у них наблюдательность и любознательность.

В старшем дошкольном возрасте детей продолжают знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками, элементами дорог, обязанностями пешеходов и пассажиров, правилами перехода железнодорожных переездов, средствами регулирования дорожного движения,  правилами езды на велосипедах, учат передавать в рисунке дорожную обстановку, расширяют представление о транспортных средствах, о правилах перехода проезжей части. С дошкольниками проводят работу по закреплению навыков поведения в общественном транспорте, навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации, по развитию поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы по предупреждению случаев травматизма, по формированию самостоятельности и ответственности в действиях ребенка на дороге, по совершенствованию культуры поведения детей на улице и в транспорте.

Какие методы и приемы обучения и воспитания используют в работе с дошкольниками педагоги детского сада? Это рассказы, объяснения, беседы, упражнения, чтение художественной литературы,  экскурсии, работа со схемами и карточками,  использование  дидактических, настольно-печатных, строительных и сюжетно-ролевых игр, а также  внушение, убеждение, поощрение, пример, отработка безопасных маршрутов движения от дома до детского сада и так далее.

С целью планомерной работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения творческой группой педагогов детского сада разработаны однодневные и долгосрочные проекты «Дорожная азбука», «Правила дорожные детям знать положено», «Мы – пешеходы», «Правила движения  достойны уважения», реализация которых является интеграцией деятельности педагогического коллектива, родителей, социума, детей в обеспечении безопасности дорожного движения. Проекты реализовывались как на специально организованных занятиях (курс ОБЖ, цикл занятий «Познание», развитие речи, РЭМП и др.), так и в повседневной деятельности детей (игры, прогулки, экскурсии и т.п.). В последние два года в работе с детьми использовались нетрадиционные мероприятия: тематическая неделя по ПДД, КВН, турниры и акции. В конце каждого учебного года в детском саду проходит викторина «Грамотный пешеход» для детей подготовительной группы.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма  нашла отражение и в работе с педагогами, которая включает в себя:
- планирование  (сбор информации по проблеме, ее анализ, разработка долгосрочного проекта, планирование работы детского сада, разработка мероприятий и т.д.);
- организация работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения (создание нормативно-правовой базы, организация методической работы и др.);
- руководство работой по обеспечению единства действий всех участников образовательного процесса;
- контроль (проведение диагностик, мониторинга по проблеме, сбор необходимой информации для оценки работы педагогов);
- анализ работы коллектива детского сада по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни дошкольников.

С воспитателями проводятся информационно-практические и обучающие занятия, анкетирование, консультации, мастер-классы, презентации дидактических игр и методических пособий по проблеме, обзор новинок соответствующей литературы, педагогические советы  и другие мероприятия. Педагогами разработаны перспективные тематические планы по проблеме по всем возрастным группам, собраны конспекты занятий, бесед, викторин, представлены дидактические и сюжетно-ролевые игры, осуществлен подбор художественной литературы в соответствии с возрастом детей.

Коллектив детского сада ежегодно участвует в городском конкурсе «Зелёный огонёк», организованный ГИБДД совместно с управлением образования администрации г. Кирова. Отдельные педагоги отмечены грамотами …

Так как дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей не должны одни находиться на улице, особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников.

На родительских собраниях, на неделях открытых занятий, в Дни открытых дверей мы знакомим родителей с проводимыми в детском саду мероприятиями, сюжетно-ролевыми и подвижными играми. Размещаем информацию обо всех профилактических мероприятиях по ПДД, знакомим со статистикой, с выставками рисунков и фотографий на стенде, приводим конкретные примеры ДТП, указываем опасные места на улицах города с тем, чтобы родители обращали внимание детей, когда они вместе идут по улице. В рамках реализации традиции «Встреча с интересными людьми» приглашаем инспекторов ГИБДД, а также родителей, работающих в Госавтоинспекции и дорожных службах города, которые выступают на занятиях, участвуют в праздниках и развлечениях. 
Кроме того, родители принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды различными атрибутами, помогающими лучше запомнить и усвоить ПДД. 

Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей. Так как у нас нет специального кабинета по изучению правил дорожного движения, в детском саду организованы уголки безопасности в группах, оформлены стенды для детей и родителей, в которых размещена информация по данной проблеме и велосипедная площадка, где имеется разнообразный игровой, дидактический материал. Организуются выставки семейных творческих работ «Азбука города», «Безопасная улица», «Поможем Светофорику».

Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Об этом свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (91% выпускников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности).
Мы уверены, что знания "дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду совместно с педагогами и родителями, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Литература:
  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей  дошкольного возраста [Текст] / Е.Е.Алексеева. - СПб.: Речь, 2007.
  2. Белая К.Ю. Как обеспечить  безопасность дошкольников [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице [Текст] / Л.А.Вдовиченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  4. Комлева Л.А. Дорога и дети [Текст] / Л.А.Комлева. – М.: Калан, 1998.
  5. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – дошкольникам [Текст] / С.Н.Черепанова. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: пешеход, ДТП, Пассажир, ПДД, проезжая часть, ГИБДД, Дорожные знаки
Просмотров: 4016 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz