Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 01.03.2011, 11:17
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством занимательного  математического материала

Ольга Николаевна Ворончихина,
воспитатель 
МДОУ № 199 г.Кирова

Развитие мышления – одна из важнейших задач подготовки ребенка к школьному обучению. Развитие логического мышления – наиболее сложный этап в развитии. Поэтому, придя работать к малышам, для меня стала значимой и целесообразной данная задача. 
По материалам Пиаже и Б. Инельдер элементы понятийного мышления обнаруживается уже у детей 4-5 лет. Именно, поэтому нужно начинать развивать логическое мышление с этого возраста. Известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, и в ней совершенствуются ручные действия и умственные операции. А занимательные игры помогают, во-первых, проявить сообразительность и смекалку; во-вторых, вести самостоятельный поиск при решении определенных задач.

Задачи, которые мы поставили перед собой, следующие:
  1. Развитие предпосылок конвергентного (логического) мышления, интереса к процессу обучения; дать почувствовать радость познания посредством занимательного материала.
  2. Способствовать развитию речи, добиваясь полных ответов, упражняясь в правильном употреблении грамматических форм изменения слов и пересказывании содержания задач.
  3. Создание условий для развития логического мышления дошкольников путем обогащения развивающей среды и предоставления амплификации (свободной деятельности).
Прежде, чем раскрыть сущность практического опыта, мы считаем весьма обоснованным выделить этапы своей деятельности.
1. Диагностический.
Цель:
      *Отслеживание уровня развития логического мышления с помощью вовлечения в дидактические игры.
      * выявление знаний о понятиях цвета, формы, размера.

2. Подготовительный (общеразвивающий).
Цель: 
Расширение словарного запаса детей посредством введения обобщающих слов.
Называние сенсорных эталонов, сравнительных прилагательных.

3. Корректирующее - развивающий.
Цель:
         *Скорректировать пробелы знаний и умений детей.
         *Развитие элементарных мыслительных операций (анализ и синтез, классификация, сериация, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация).
          *Освоению  детьми мыслительных операций.
4. Контрольный.
Цель:
           *Выявление уровня мыслительных операций с помощью специальных проблемных ситуаций.
      
Занимательный  материал можно классифицировать, выделив в нем  условно три группы:
  1. Развлечения
  2. Математические игры и задачи
  3. Дидактические игры и упражнения
Развлечения
К ним относятся головоломки, числовые ребусы, числовые курьезы, лабиринты, игры, загадки, задачи-шутки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. 
Например, использование загадок, задач – шуток типа  «Сколько горошин может войти в твой карман?», «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?», и т. п. позволяет приобщить детей думать, вырабатывать умения выделять главные свойства, строить математические отношения. Используем также такие игры как: «Найди такой же узор»,  «Сложи квадрат»,  «Подбери по форме». Игру «Геометрическая мозаика » использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Их использовали на первом и втором этапах.

На втором и третьем этапах использовали головоломки, числовые ребусы и курьезы, лабиринты. Среди головоломок используем головоломки на составление геометрических фигур, где дети упражняются в их составлении, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Также используем с детьми такие головоломки как «Танграм», «Вьетнамская игра», «Пентамимо», «Коломбово яицо», «Умные фигуры». При помощи них упражняемся в составлении новых геометрических фигур, в сравнении.

Играем в такие  игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько», «Птички- почтальоны», «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей», «Каким по-счету?». Таким образом, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Используем разного типа лабиринты «Помоги отыскать мышке норку», «Подводное царство», «Соедини по точкам» и многие другие с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Используем сказки с математическим содержанием. Также совместно с детьми сочиняем сказки на математическую тематику. Дети соблюдают логическую последовательность в составлении сказок, развивают сенсорную память и воображение. Детям особенно интересно  самим отправляться путешествовать в сказку, где они помогают сказочным персонажам, выполняя задания разной степени сложности, подключая все свои мыслительные процессы и логическое мышление. Так мы отправлялись «На поиски Снежной королевы», в сказку «Гуси – лебеди» и т.п.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАЧИ
В них смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им. Данную форму работы проводили в течение первых трех этапов.
Используем такие задачи, как «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются, «Найди нестандартную фигуру», «Четвертый лишний».

Палочки Кюизенера, блоки Дьеныша, кубики Никитина. Кто сейчас не знает о них? Выкладывая из палочек разноцветные коврики, лесенки (на начальных этапах) ребенок знакомится с составом числа, выполняет арифметические действия. Далее условия игры с палочками усложняется, например: «Путешествие на разноцветном поезде», «Журналисты», «Четыре времени года (выкладывание картин  из палочек)». Используем кубики Никитина, позволяющие развивать внимание, логику, память, пространственные отношения, воображение. Кубики интересны для детей, они позволяют перейти то простых вариаций построения к более сложным.
Играем в «Универсальное лото». На каждого играющего ребенка (5- 7 детей) нужна большая белая карта, разделенная на 6-8 частей. Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволяют упражнять детей в классификации по разным признакам.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Они направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счете и вычислениях. Игры и упражнения использовали в течение всех четырех этапов.
Это задания  на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начали с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагали продолжить ряд или найти пропущенные фигуры. 

В дальнейшем перешли на отвлеченные предметы. Детей очень увлекает игра типа «Кого не хватает?» Предлагаем детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываем  плакат, на котором изображены космические «человечки». Дети находят, какого «человечка» не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развить у детей умение мыслить логически, сравнивать, сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Для этого мы использовали игру «Умные фигуры». Первоначально составляли простейшие геометрические формы из 2, 3, 4, 5, 6 частей. Научившись этому, стали придумывать и составлять по образцу различные фигуры (с усложнением).

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Путешествие по комнате», и многие другие игры.
Используя различные занимательные игры в работе с детьми, мы убедились в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Таким образом, занимательный материал на занятиях и вне их вызывает интерес к математике процессу обучения в целом, стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой, поэтому непрерывность и систематичность развития познавательных процессов и способностей осуществляется относительно легко. По результатам  диагностики уровень развития логического мышления детей повышается (высокий уровень овладения мыслительными операциями составляет 45%, средний – 47%, низкий – 8%.), и это не является случайным. В течение всего этого периода проводилась интенсивная образовательная работа с использованием занимательного материала.
Литература:
  1. Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-ПБ, 1993
  2. Басов А.В, Тихомирова. Развитие логического мышления детей. М, 1995
  3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М, 1997
  4. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М, 1992
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М, 1992
  6. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Подъякова. М, 1985
  7. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. 1997
  8. Чилигрирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М, 1994

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: сказки, задачи, занимательный материал, логическое мышление, головоломки, математические игры, мыслительные операции, упражнения, развлечения
Просмотров: 1472 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz