Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система воспитателя
[ ] 28.02.2011, 15:12
Татьяна Николаевна Доброскокина
учитель – дефектолог высшей
квалификационнойя категории
МДОУ д/с компенсирующего вида
№119 г. Кирова


Программа дополнительного образования «Игралочка» 
для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 -7 лет

Подготовка умственно отсталого ребёнка к школьному обучению с позиции развития познавательных процессов является важной задачей дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой предусматривает осуществление коррекции  недостатков в развитии восприятия, памяти, внимания, мышления на занятиях. Особую роль в развитии психических процессов, и в частности речи у детей 6-7 лет играет совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев руки, овладение навыками письма.

У умственно отсталых детей, с которыми не проводится специальная работа по обучению письму, что предусматривает программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 1 классе, часто сохраняются хаотические действия с карандашами (О.П. Гаврилушкина). Поэтому навыки письма должны развиваться, но учебная нагрузка не должна превышать предельно допустимую норму. В дошкольном образовательном учреждении имеются все возможности для обучения и воспитания умственно отсталых детей в игровой форме.
В течение восьми лет проводила работу, включающую дидактические игры, игровые и  графические упражнения. Результатом проводимой работы стала программа дополнительного образования «Игралочка» для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет. Программа является внутренним документом, обусловленным образовательными запросами детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями и возможностями учебного заведения, а также социального заказа родителей.  
Программа посвящена актуальной цели: подготовить умственно отсталого ребёнка к школьному обучению с позиции развития познавательных процессов в игровой форме. 

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
обучающие – в увлекательной форме развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, память;
развивающие – закреплять и совершенствовать навыки и умения, корректирующие и восполняющие ослабленную функцию руки; активизировать речевое общение и взаимодействие детей в процессе работы;
воспитательные – формировать навыки аккуратности, усидчивости.

Реализация поставленной цели обеспечивается благодаря применению специальных принципов, сформированных в психологических и педагогических исследованиях Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, Е.А. Стребелевой, О.П. Гаврилушкиной. 

К этим принципам относятся:
- деятельностный;
- единство дидактики, коррекции и развития;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков.

Программа рассчитана на 1 год обучения (30 занятий) с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Программа составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, умственного, эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, структуры и степени выраженности дефекта.

Программа реализуется в 3 этапа:
I этап: подготовительный. 
Он включает с 1 по 6 занятие «Я познаю окружающий мир».
Цель: развивать слуховую и смысловую память, координацию движения обеих рук, координацию действий руки и глаза.
На этом этапе очень важно заинтересовать ребёнка, увлечь его игровыми упражнениями. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок получал удовольствие от игр и упражнений, испытывал положительные эмоции.

II этап: основной. 
Он включает с 7 по 13 занятие «Я и геометрические формы».
Цель: развивать зрительное внимание, память; учить штриховать предметы слева направо и сверху вниз.
С 14 по 18 занятие «Я осваиваю цифры».
Цель: учить детей писать цифры, устанавливать закономерность и продолжать ряд из геометрических форм.
На этом этапе идёт знакомство с различными видами линий (с наклоном влево или вправо). Много времени уделяется раскрашиванию картинок. Это помогает отработке  нужных для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккуратность). Используются игровые упражнения: «Обведи по точкам», «Заштрихуй», «Продолжи ряд предметов», «Дорисуй форму до целого предмета», «Перенеси фигуры» и др. Большое внимание уделяется способу держания и действию карандашом. Включаются задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, упражнения для профилактики нарушения зрения: «Лабиринт», «Умные ручки» (узнавание цифры на ощупь), «Кто здесь лишний?», «Чем похожи и чем отличаются матрёшки?» и др.

III этап: закрепление полученных навыков. 
Он включает с 19 по 30 занятие «Я учусь дорисовывать предметы».
Цель: развивать внимание, учить дорисовывать вторую половину предмета.
На этом этапе задания несколько усложняются. Увеличивается объём материала, предлагаемого для запоминания, сложнее становятся выполняемые рисунки. Например: «Нарисуй рядом такой же предмет», «Дорисуй вторую половину» и др. 

Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.
Особое место в программе занимают методы обучения:
- дидактические игры;
- игровые упражнения;
- графические упражнения;
- моделирование ситуаций;
- беседы;
- рассказы;
- рассматривание картин, иллюстраций.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, самостоятельной деятельности детей.

Успех работы во многом определяется взаимодействием с родителями. Проводятся индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых определяются основные направления и содержание коррекционной работы с детьми. Родители посещают занятия, участвуют в развитии мыслительной деятельности, речи, памяти, совершенствовании зрительно-моторной координации. В помощь родителям предлагаются индивидуальные и групповые консультации,  оформляются информационные стенды.

Итак, в процессе реализации программы наметилась значительная динамика в развитии познавательных процессов и овладении навыками письма, а именно:
- внимание стало более произвольным;
- дети научились выполнять операции сравнения и обобщения, классифицировать картинки, исключать «четвёртый лишний» предмет;
- усовершенствовались навыки и умения, корректирующие и восполняющие ослабленную функцию руки;
- дети научились правильно пользоваться карандашом, раздаточным материалом;
- обводить и штриховать простым карандашом в различных направлениях;
- у них активизировалось речевое общение и взаимодействие в процессе работы;
- сформировались навыки аккуратности и усидчивости.

Результативность работы с детьми, которые занимались по программе дополнительного образования, составила 100%.

Вывод: программа дополнительного образования способствует развитию познавательной деятельности у умственно отсталых детей при подготовке к обучению в школе VIII вида. Она рекомендуется для  применения в практической работе учителями-дефектологами, логопедами и воспитателями в дошкольных учреждениях компенсирующего комбинированного вида.

Литература:
  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. – с. 5, 8, 14, 24, 26, 34.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.С. Воронковой. М.: Просвещение, 2004.
  4. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1996. 
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: познавательные процессы, обучение письму, программа дополнительного образован, дети с ограниченными возможностями
Просмотров: 1377 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz