Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:10

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система воспитателя

Методическая система учителя-логопеда
[ ] 14.03.2011, 13:47
Организация работы по совершенствованию связной речи детей с задержкой психического развития

Татьяна Сергеевна Эдуардо,
учитель – логопед
МДОУ № 51 г. Кирова

В современных исследованиях проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Одним из основных показателей умственного развития ребёнка является богатство его речи. «Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» Ф.А. Сохин.

Поэтому связная речь является одним из ведущих направлений в системе работы с дошкольниками с ЗПР. Своеобразие связной речи детей с ЗПР отмечают многие специалисты (Н.Ю. Борякова, Н.А.Цыпина и др.).
Дети испытывают определенные трудности при пересказе художественных произведений, с трудом составляют рассказы по сюжетной картине, по серии картин; затрудняются в установлении причинно-следственной зависимости; испытывают сложности при работе по картине с проблемным сюжетом; им сложно дается составление творческих рассказов и домысливание текста.

Наблюдаются также трудности в построении речевого высказывания в целом. Дети не могут дать развернутого ответа на, казалось бы, несложный вопрос. Часто уходят в сторону от правильного ответа, «съезжая» на посторонние, второстепенные темы. У детей нет четкого замысла, программы ответа и оформления речевого высказывания, так как недостаточно сформирована словесная регуляция речи, Дети с ЗПР часто заменяют нужные слова описанием ситуаций или действий, с которыми оно связано.

Таким образом, необходима своевременная коррекция связной речи детей. Мы считаем, что с помощью использования в работе разнообразных наглядных моделей, опорных картинок, схем, символов можно развить и совершенствовать монологическую речь детей с ЗПР, так как период дошкольного возраста является сензитивным для формирования наглядно-действенного, наглядно-образного, и начал логического мышления.
Нами был изучен опыт педагогов-практиков в этой области и разработан цикл занятий по развитию связной речи детей с ЗПР 5-6 лет.

В соответствии с предложенными лексическими темами (по программе С.Г. Шевченко) был подобран необходимый картинный материал разных авторов и тексты, адаптированные нами для рассказывания. 
При подборе текстов были учтены следующие принципы:
- принцип соответствия возрастным возможностям детей;
- принцип постепенного усложнения лексического материала.
В основу организации работы нами был положен принцип единства и взаимодействия всех участников педагогического процесса (воспитатели, логопед, родители).

Мы считаем целесообразным организовать работу по совершенствованию связной речи детей  по следующим направлениям:
- составление описательных рассказов по сюжетной картине с помощью опорных символов;
- рассказывание по серии картин;
- пересказ адаптированных текстов с помощью опорных картинок;
- составление рассказов по картине с проблемным сюжетом;
- заучивание стихотворений с помощью опорных символов.

В структуре каждого из направлений мы выделили 4 этапа.
1 этап: Занятие проводит воспитатель
Цель занятия: обогащение словарного запаса детей по лексической теме.
В ход занятия включаются: беседа, словарная работа, лексико-грамматические упражнения.

2 этап: Занятие проводит учитель-логопед.
Цель занятия: знакомство детей с предложенным картинным и текстовым материалом. 
Параллельно ведется работа над развитием эмоционального восприятия словесного рассказа.

В ход занятия включается:
- предъявление картинного материала (если это ряд опорных картинок, то последовательное их предъявление с соответствующим текстом)
- беседа по его содержанию
- выявление проблемной ситуации (если она имеется)
- уточнение причинно-следственной зависимости
- образец рассказа педагога
- рассказ детей (по цепочке, по своей картинке)

3 этап: 
Цель: повторение и уточнение изученного материала 
Дети рассказывают дома родителям то, что запомнили на занятии. Картинный материал  занятия находится в родительском уголке.
При желании рассказ подкрепляется рисунками, поделками детей

4 этап: Занятие проводит воспитатель
Цель занятия: закрепление связного, выразительного рассказывания

В ход занятия включается:
- Образец выразительного, эмоционально-окрашенного рассказа педагога. 
- Индивидуальное рассказывание всего текста каждым ребенком.

Данным образом организованная систематическая работа, по нашему мнению, способствует следующему:
- Дети начинают самостоятельно составлять интересные рассказы по серии картин, творческие рассказы. 
- Они учатся грамотно начинать свой рассказ, наполнять его определенным лексическим содержанием и правильно его заканчивать, тогда как картинки помогают им в построении своего плана речевого высказывания.
- Словарь глаголов и прилагательных у детей значительно увеличивается.

Таким образом, дети постепенно овладевают необходимыми умениями и навыками, что является основой для дальнейшего развития связной речи  в начальной школе.

Литература:
  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. М., 1982;
  2. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1983.№3;
  3. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. М., 2005.

Категория: Методическая система воспитателя | Добавил: Администрация | Теги: связная речь, этапы, коррекция, задержка психического развития, организация работы, направления
Просмотров: 1780 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz