Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:38

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя русского языка и литературы
[ ] 09.03.2011, 16:50
Компетентностный подход как средство формирования 
коммуникативной и исследовательской компетенции учащихся

Марина Юрьевна Полежаева,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Гимназия имени А.Грина» г. Кирова

Ведущей идеей, объединяющей все компоненты моей методической  системы, является идея опыта как самостоятельного образовательного результата, наравне со знаниями и умениями (Скаткин – Лернер - Краевский).

Компетентностный подход ориентирован на освоение умений и способов деятельности, что важно при формировании коммуникативной и исследовательской компетенции учащихся.

Главная цель обучения русскому языку - обеспечить языковое развитие учащихся, научить их свободно говорить и писать на родном языке.

Задачи: 
- формировать коммуникативную и исследовательскую компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
- научить использовать приобретенные знания и умения для решения проблем в учебной ситуации и жизни.
Компетентностный подход оптимально отвечает этой цели. Он предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективен он  ещё и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

В содержание образования входят предметные образовательные программы углубленного изучения русского языка В.В. Бабайцевой, образовательные программы по литературе В.Я. Коровиной, дополнительная образовательная программа «Русская словесность» Р.И. Альбетковой, программа этапного содержания проекта «А. Грин».

Система моей работы имеет два ведущих направления по проектированию, организации и проведению урочной и внеурочной деятельности на основе интеграции. Поэтому в качестве средства обучения применяю технологию проблемного изложения, групповые технологии, информационные и мультимедиа технологии.

Компетентностный подход невозможен без интеллектуального развития учащихся. Поэтому первое направление в системе моей работы - это использование элементов методики комплексного интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка средствами субъективизации профессора ВятГГУ Г.А. Бакулиной. Суть методики заключается в том, что тему, цель урока, виды деятельности на всех этапах урока учащиеся предопределяют и формулируют сами. Развиваются интеллектуальные умения, а это составная часть исследовательских умений. На уроке происходит своего рода микроисследование, требующее анализа, сравнения, группировки, обобщения. По данной методике любая работа с текстом является микроисследованием, где используются частично-поисковый метод – в среднем звене и исследовательский – в старшем звене. 

Например, мобилизующий прием на уроке русского языка в 6 классе. На доске написаны слова: 
1) лед…ход, весе…ий, лед…кол;
2) юго (западный), серебря…ый, светло(зелёный);
3) пол(листа), пол(апельсина), утре…ий;
4) …, …, … 

Учитель: прочитайте написанные на доске ряды слов, обратите внимание на цифру «4» и сформулируйте к этой записи своё задание.
Ученик: из каждого ряда слов нужно исключить лишнее слово, написать оставшиеся слова и составить новую строчку слов, записав её под цифрой «4».
Учитель: прочитайте слова, записанные под цифрой «4», назовите  их главный общий и грамматический признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: слова, записанные под цифрой «4», - имена прилагательные, в которых пишется одна или две буквы Н. Они образованы от имён существительных, значит, тема сегодняшнего урока «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных». Подобные приемы данной методики используются на всех этапах урока. Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Одним из показателей коммуникативной компетенции является проведение информационно-смыслового анализа текста. От класса к классу уровень сложности заданий к тексту возрастает. Например, в 5 классе такие задания: восстановление разных слов текста по смыслу, составление второй части текста по опорным словам и смыслу, в 6-ом – восстановление двух текстов по одинаковым схемам, в 7-ом – деление текста на части по нескольким признакам одновременно, в 8-ом – составление текста по смысловой информации предложений, в 9-ом – завершение текста философским размышлением и т.д. 

Компетентностный подход в обучении в сочетании с данной методикой интеллектуального развития помогает повысить качество знаний по предмету, выводит на самостоятельный образовательный результат.
Второе направление в системе моей работы – интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации проекта «А. Грин».

Проект «А. Грин» (я его соавтор и куратор) открывает широкое поле деятельности для обучения русскому языку как средству общения и знакомству с литературой Вятского края. 

Цель проекта: воспитание патриотизма, гордости за своё Отечество, родной край, повышение уровня духовности учащихся, приобщение к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время, – одно из главных направлений проекта.
Исследовательская деятельность на уроке - это применение исследовательского метода обучения при анализе текстов произведений А.С. Грина, домашнее задание исследовательского характера. Уроки внеклассного чтения по творчеству писателя также носят исследовательский и проблемный характер, часто проходят в нетрадиционной форме (для каждой параллели определён список литературы для внеклассного чтения по творчеству А. Грина). 

Например, после комплексного анализа текста из статьи К. Паустовского «Жизнь Александра Грина» в качестве домашнего задания даётся написание эссе на тему «Грин – писатель, нужный нашему времени» или домашние задания заключаются в написании рефератов, где областью исследования является язык произведений А. Грина. Домашние задания творческого характера могут быть следующие: 
- продолжи мысль писателя;
- а как бы ты закончил рассказ А. Грина;
- меня удивило … ;
- меня взволновало … ;
- мне запомнились строки … ;
- рецепт счастья и др. 

Исследовательская деятельность во внеурочное время - это исследовательская практика, работа над учебным проектом в гимназическом научном обществе, конкурсы различных уровней, образовательные экспедиции в Феодосию и Польшу. Она имеет различные формы с учетом возрастных особенностей учащихся, их склонностей и интересов. Зародились гриновские традиционные мероприятия на всех ступенях обучения:
- для учащихся начального звена – это экскурсии в кабинет Грина, в г. Слободской, конкурс рисунков «Я открываю Грина»;
- для среднего звена - экскурсии в музей имени А. Грина, библиотеки имени А. Грина и А. Лиханова, литературная игра «Грин – Рыцарь светлой мечты», профильный лагерь «Юный гриновед». 

Исследовательская деятельность во внеурочное время для старшеклассников – это работа в ГНО «Парус», участие в научных конференциях от школьного до международного уровней: городской НПК «Отчий дом», межрегиональном конгрессе «Шаг в будущее», международных гриновских чтениях.

Стали доброй традицией встречи с известными людьми земли вятской, с лауреатами гриновской премии, которые  заставляют учащихся по-другому взглянуть на свою малую родину, дают ценный опыт общения и способствуют формированию коммуникативной компетенции.

Таким образом, компетентностный подход в рамках реализации «именного» проекта расширяет языковое пространство в урочной и внеурочной деятельности, помогает развивать коммуникативные и исследовательские  компетенции, которые  нужны учащимся в дальнейшей жизни.

Результаты исследовательской деятельности учащихся:
2005 год:
Диплом III степени в VIII городской краеведческой конференции школьников «Отчий дом» и диплом II степени в межрегиональном конкурсе «Шаг в будущее» за работу «Моё открытие поэзии Веры Лалетиной» (Полежаева Олеся, 11Г  класс);

2006 год:
- учениками 9А класса с углублённым изучением русского языка написано 23 работы, где произведения А. Грина исследуются с точки зрения языка;
- работы А. Ведерниковой - «Наш А. Грин», 9Л класс, Е. Смирновой – «Мир А. Грина», 9А класс и А. Старинович – «Мотивы тюрьмы в произведениях А. Грина», 9А класс напечатаны в научном сборнике «Я читаю Грина»;

2007 год:
Диплом в X городской краеведческой конференции школьников «Отчий дом» за работу «Я так долго был болен тюрьмой…» (по произведениям А. Грина) (А. Старинович, 10А класс); 

2008 год:
- Диплом II степени в городской детской научно-практической конференции «Вечные вопросы» (работа вошла в научный сборник) (А. Старинович, 10А класс);
- Участие в XX международных гриновских чтениях (ученица 11А класса, О. Сапожникова) с работой «Общие мотивы и индивидуальность в творчестве вятских и феодосийских поэтов» (по материалам сборников «Венок А. Грину» и «Гринландия»); работа напечатана в международном научном сборнике.

2009 год:
- III место за участие в ежегодной открытой областной конференции исследовательских и проектных работ старших школьников (ученица 11А класса В. Огородникова);
2010 год:
- Диплом III степени во втором региональном историко-культурологическом фестивале «Пою моё Отечество» (ученица 5А класса Чермных Алина);
- Участие в ХХI международных гриновских чтениях (ученица 11В класса Полежаева Дарья) с работой «Роль музыки в творчестве Александра Грина» (похвальный отзыв), работа также вошла в научный сборник «Я читаю Грина».

Большинство работ напечатано в научных сборниках различных уровней.
Опыт методической системы моей работы за последние три года был  представлен на городском, областном, всероссийском уровнях.
Результаты: 

Проект «А. Грин» имеет Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Образовательная среда – 2008»; Диплом за инновационную разработку «Роль проекта «Александр Грин» в воспитательной системе Гимназии», Сертификат качества инновационной разработки - (Всероссийский  образовательный Форум, 2009). 

Имеются публикации, отражающие отдельные элементы методической системы: опубликованы разработки открытых уроков по творчеству А. Грина и использованию методики комплексного интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка средствами субъективизации профессора ВятГГУ Г.А. Бакулиной. 

Также методическая система моей работы обобщена на региональном уровне и находится в банке данных инновационного педагогического опыта.
Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: практико-ориентированный характер, компетентностный подход, учебная деятельность, образовательный результат, средства субъективизации
Просмотров: 2130 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz