Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя русского языка и литературы
[ ] 09.03.2011, 12:53
Организация самостоятельной работы студентов 
на уроках русского языка с помощью метода проектной деятельности

Левкина Людмила Васильевна
преподаватель русского языка и литературы
Пермского торгово-технологический колледжа,
г. Пермь , Lovchis@yandex.ru

На современном этапе модернизации отечественного образования все настойчивее подчеркивается значимость проблемы повышения качества образования. Для того чтобы образование соответствовало запросам времени, в последние годы интенсивно внедряются направления обучения, совершенствующие образовательный процесс, развивающие творческий потенциал и самосознание студентов. Одним из таких направлений является  проектно – исследовательская деятельность, наиболее динамично развивающаяся  в последние годы. Е.С. Полат отмечает: «Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов студентов, их интеллектуального развития, но и нравственного». 

Для реализации проектной деятельности на занятиях по русскому языку были определены этапы разработки структуры проекта и выявлена деятельность педагога и студента на каждом этапе . Первый этап – аналитический (обсуждение тем, объединение в группы; второй – планирование (формирование задач, составление и защита плана содержания); третий этап – исследование (поиск, обработка информации, оформление проекта) четвертый – защита проектов (презентация и защита проекта); пятый – оценка результатов (участие в коллективном самоанализе и самооценке). Представленная система разделения проектной деятельности на этапы, являясь достаточно традиционной, доказывает свою практическую значимость. Так, например, при повторении орфографии были предложены темы следующих проектов: «Орфография. Сложные слова», «Причастия», «Правописание НЕ и НИ с разными частями речи», «Н – НН в различных частях речи»,  «Чередование гласной в корне слова», «Ошибки в словах» и т. д. После обсуждения данных тем, студенты разбились на группы (а кто-то пожелал работать индивидуально), каждая из которых работала над определенным проектом. 

На втором этапе происходил сбор первичной информации и консультирование с преподавателем с целью уточнения целей и задач, составлялся план содержания проекта.
Главная задача состояла в том, чтобы выполняемый проект не был повторением учебника, а материал подавался по аналогии – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения . Многие студенты справились с этим успешно. 

На следующем этапе студентам требовалось самостоятельно собрать необходимую информацию, используя современные и традиционные технологии, а также, проявив творческие способности, оформить проект. Данный этап для многих оказался проблематичным в связи с отсутствием определенных навыков поиска информации и ее эффективного использования для решения поставленной задачи, поэтому приходилось много контролировать ход работы. Например, в работе «Чередование гласной в корне слова»  не просто перечислен известный учебный материал, а  распределен по особенностям написания корней:  корни, определяемые ударением;  написание гласной надо запомнить; корни, определяемые согласной; корни, определяемые значением слова; корни, определяемые суффиксом А.

Далее следует собственно работа – обобщение - исследование. В ходе работы были найдены пробелы, и тогда появилась необходимость решать более конкретные задачи промежуточного характера, которые позволили студентке при повторении темы «Чередование гласной в корне слова» обратиться к конкретным заданиям, в частности, к тестам разного уровня. В качестве дополнительной работы по данной теме был взят диктант с орфограммами: чередующиеся гласные и безударные гласные в корне слова. В дополнение к творческой части были разработаны кроссворды также по данной теме. На мой взгляд, этот учебный проект заставил студентку более серьезно отнестись к работе и убедил, что такая деятельность дает результат. А самое главное – появилась потребность продолжать работу.

На каждый этап данной проектной деятельности отводилось определенное количество времени. Так, первые два этапа проходили на занятии, на исследование и оформление проектов студентам давалось две недели.
Работа над такими проектами результативна: у студентов повысилась грамотность, они стали внимательнее при написании, изменилось отношение к предмету. Завершающим этапом работы над проектами стал обобщающий урок, на котором студенты представили свое творчество.

Работая над проектом, каждый студент внес свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов, каждый в равной степени нес ответственность за выполнение проекта и каждый участвовал в его презентации. Это еще раз доказывает, что метод проектов обладает большим потенциалом для развития самостоятельности и активности студентов  и может успешно применяться при организации их самостоятельной работы в процессе изучения русского языка.

Литература:
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. №4. 
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М., 2000. 
  3. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. М., 2002. 
  4. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранный язык в школе. 2000. №2. 
  5. Гузеев, В.В., Романовская, М.Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение// образовательные технологии в профшколе. Приложение к журналу «Профессиональное образование».2006. № 6, с. 40
  6. СПО № 5, 2007

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: на занятиях по русскому языку, главная задача, творческие способности, проектно-исследовательская деятельн, эффективность, обсуждение тем
Просмотров: 1514 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz