Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:16

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя русского языка и литературы
[ ] 03.03.2011, 10:34
Развитие интереса к литературному языку средствами субъективизации обучения

Елена Викторовна Лещёва,
учитель русского языка и литературы 
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 53 г. Кирова
Leshevaev@mail.ru

Ведущая идея моей работы состоит в том, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы ученика в субъекта, заинтересованного в учении. 

Цель: достижение высокого уровня самостоятельной творческой учебной активности школьника путём максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов личности обучаемого. Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
  • активизация познавательного процесса;
  • развитие логического мышления;
  • формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
  • воспитание нравственно и духовно богатой личности;
  • освоение культуры работы с текстом.
Основным способом активизации познавательного процесса на уроках русского языка и литературы являются методы проблемно-поискового, проектного обучения, методы развивающего характера: учебный диалог, беседа-рассуждение, учебный спор, метод решения логических задач, метод коллизий. Данные методы строятся на следующих принципах обучения:
  • принцип опережающего отражения  в сознании учащегося предстоящей ему учебной  деятельности (антиципация);
  • принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка (одновременное развитие речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности);
  • принцип обоснованного, аргументированного ответа школьника;
  • принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.
Для реализации методов и принципов используются средства субъективизации обучения: система специально разработанных  упражнений, направленных на углубленное овладение учеником учебным материалом; открытие своего способа решения или выполнения задания.

Формы организации обучения учащихся: комбинированные уроки, урок-диалог, урок-исследование, урок-презентация. 
Для изучения курса русского языка используется УМК «Русский язык» С.И.Львовой, В.В.Львова; литературы – «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной.

Методические основы: труды д.п.н., профессора С.И. Львовой; труды д.п.н., профессора Г.А. Бакулиной (методика, основанная на технологии развивающего обучения).

Особенности содержания.

1. Для решения задач разработана четкая структура урока (по Г.А. Бакулиной)
1. Мобилизующий этап предполагает специальные упражнения, которые подготавливают формулирование учащимися темы урока и углубляют знания по конкретной теме.
2. Формулирование учащимися темы урока. Дети получают возможность самостоятельно, с той или иной степенью точности, назвать предназначенную для изучения тему.
3. Формулирование учащимися цели урока. Это логическая задача. При ее решении школьники должны учитывать, с каким именно материалом им предстоит работать и насколько они с ним знакомы.
4. Словарно-орфографическая работа. Школьники самостоятельно определяют новое словарное слово, формулируют его лексическое значение, оформляя  в виде определения понятия.
5. Изучение языковой теории обеспечивается за счет широкого использования частично-поискового метода. Учащиеся осуществляют практические операции и в развернутой форме поэтапно формулируют части нового понятия (правила), а затем обобщают изученное, воспроизводя определение изучаемого лингвистического понятия или самостоятельно составляя правило.
6. Этап закрепления. С помощью комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений одновременно стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие школьников.
Некоторые уроки были представлены учителям г. Кирова и г. Москвы –  «Фразеологизмы» в 6 классе (октябрь, 2004г); «Деепричастный оборот» в 7 классе (март, 2005г.); «Синонимы» в 5 классе (ноябрь, 2008г.) «Употребление глаголов в художественной речи» в 6 классе (апрель, 2009 г.)

2. Для речевого и интеллектуального самосовершенствования учащимся предложен перечень информационных источников (конкретные сайты Интернета, конкурсы и олимпиады, справочники и литература). 
Например, 6 человек участвовало в VII-й Международной Олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты – 2008» (№08-0148 от 15 января 2009г.), 1 ученица имеет публикацию в литературном альманахе «Золотая строфа» (см. konkurs@zolotayastrofa.ru ). 

3. Развитие творческой активности продолжается и во внеклассной работе, а именно в кружках, элективных курсах. В ходе занятий реализуются разработанные мною программы «Литературное краеведение», «Юный журналист».
Два урока литературного краеведения: в 5 классе Б по теме «Дети «в битве за правду и честь» (по рассказу В.Тендрякова «Революция! Революция! Революция!») (2008 – 2009 гг.) и в 6 классе Б на тему: «Памяти не ведавших вины» (2009-2010гг.) – были представлены на Межрегиональном конкурсе учителей «Урок по теме: история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».

Результаты обучения.

1. Резко повышает качество знаний учащихся.
Средняя отметка по предмету
2008-2009 уч.г.: Русский язык –3,94 Литература – 4,03
2009-2010 уч.г.: Русский язык –3,9   Литература – 4,36

2. Резко интенсифицирует интеллектуальное и речевое развитие школьников.
За два последних года 3 ученика стали призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе и 1 призёр регионального этапа. Призёры интеллектуальной игры по литературе  муниципального этапа – 7 человек (2010-2011гг.).
В ходе своей деятельности я пришла к выводу, что более эффективным методом преподавания является метод творческих проектов. Мои ученики стали победителями и призёрами в конкурсах муниципального этапа: «Призвание – Педагог» (2008 г.), «Весенний парад юбиляров», «Дом родной - моя Россия» (2009г.), «Хочу гордиться своей Родиной!» (2010г.), «Учителями славится Россия» (конкурс журналистского мастерства,2011г.) – 8 человек; регионального уровня: «Я люблю тебя, Россия! Я люблю тебя, Вятка!», «Образы Земли» (2008, 2009гг.) – 2 человека, «Русский медвежонок – языкознание для всех» - 2 человека. Диплом «Лауреата Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное Достояние России» (2009 г).

3 призёра в городском интеллектуальном «Олимпийском марафоне» (2008, 2009, 2010 гг.).
3. Растёт радость творческого труда, интерес и любовь к литературному языку. Мои учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов чтецов авторских и собственных произведений муниципального и регионального уровней: «Читая Гоголя…» (2008 г.); «Гринландия – страна мечты и романтики» (2009 г.); «Я голоса погибших на войне, как голоса идущих рядом, слышу…» (2010 г.); «Баллада о солдате»; «Серебро, огни и блёстки – целый мир из серебра…» (2011 г.) – 9 человек.

4. Происходит интенсивный профессиональный рост педагога.
В 2009, 2010 гг. стала победителем регионального этапа и призёром Всероссийского уровня в VII и VIII Межрегиональном конкурсе учителей «Урок по теме: история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».

Опыт моей работы представлен в методическом пособии для учителей «Преподавание русского языка по учебно-методическому комплексу под редакцией С. И. Львовой, В.В. Львова»; в фестивале «Открытый урок» (2008-2009); в Публикациях Музея и общественного центра имени А.Сахарова.

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: логическое мышление, повышенная речевая активность, антиципация, субъективизация, субъект, творческий проект, технология развивающего обучения
Просмотров: 2583 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1  
методическая система Лещевой Е.В. Отличается структурностью, логичностью. В методической системе реализован компетентностный подход в обучении учащихся русскому языку и литературе. Разработанная методическая система является актуальной на сегодняшний день в связи со снижением читательской грамотности по России и утратой любви к родному языку.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz