Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:31

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя русского языка и литературы
[ ] 02.03.2011, 16:45
Любовь Николаевна Скачкова, 
учителя русского языка и литературы 
первой квалификационной категории 
МОУ ВСОШ № 7 г. Кирова

Ведущая педагогическая идея – Умаляет силу зла и увеличивает силу добра слово литературы, формировать интерес к которому – задача учителя литературы. 

Система работы основана на принципах развивающего обучения (доступности, интереса, сознательности, связи классики и современности), направлена на развитие личности учащихся, нравственных идеалов и эстетических потребностей в процессе организации чтения современных произведений художественной литературы на уроках внеклассного чтения в старших классах в условиях работы вечерней школы.

Цель: создать на уроках литературы условия для развития интереса к чтению, как программных классических произведений, так и современной художественной литературы.

Задачи: 1) Создать тематическую систему уроков внеклассного чтения на основе программы для обязательного чтения по литературе. 2) Создать мотивационные условия для формирования интереса к предмету. 3)Разработать и применять вопросы и задания для чтения на уроках и дома.

Особенности содержания. В соответствии с учебным планом МОАУ ВСОШ №7 литература изучается на базовом уровне по программе В. Я. Коровиной по учебникам Ю. В. Лебедева «Литература. 10 кл.», В. П. Журавлёва «Русская литература 20 в.: учебник для 11 кл.»
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской как классической, так и современной литературы, т.к. чтение имеет важнейшее значение в формировании нравственных идеалов и эстетических потребностей личности. Несомненно, человек нуждается в книге. И вернётся к ней, вопреки упущенному времени на школьном этапе жизни. Чтобы книга сопровождала человека со школьных лет, нам, учителям литературы, надо постараться пробудить интерес к чтению, воспитывать потребность к искусству слова. 

Методы обучения. Основным методом познавательной деятельности учащихся на уроке и дома является частично-поисковый метод.
Формы организации обучения учащихся. Процесс обучения организуется в различных формах: фронтальные, групповые, парные.

Виды уроков: уроки-лекции с элементами беседы, комбинированные уроки, уроки-презентации, уроки-семинары, библиотечные уроки, уроки-диспуты.
Результаты обучения: В таблице представлена динамика итогов успеваемости выпускников, которые обучались с 10 по 12 класс (известно, что коллектив учащихся нашей школы на протяжении 3-ёх лет обучения меняется):

Я более 10-ти лет работаю с молодёжью в вечерней школе и в последние годы от ребят слышу вопросы, поднимающие настроение: «Будем ли мы проходить на уроках литературы что-нибудь современное?», «Что интересное вы бы посоветовали почитать из книг последних лет?», «Какие современные авторы будут классиками?», «А вы читали Сорокина? … 
Конечно, такой интерес к литературе далеко не массовый. Но ведь он появляется, значит, душа тянется к книге, хочется почитать, найти в произведении что-то своё, а, может быть, отдохнуть от своих жизненных трудностей. 

Помимо изучения классических произведений, на уроках литературы мы обращаемся и к современной литературе, создающейся в наши дни и отражающей близкие и понятные нам проблемы. Самой быть в курсе новинок художественной литературы, в первую очередь, помогает связь с библиотекой им. Герцена, общение с библиотекарями. 

Произведения, которые включаю в список для внеклассного чтения:
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», В. Астафьев «Гусь пролётный», М. Сенчин «Елтышевы» и А. Слаповский «Пересуд», А. Иванов «Географ глобус пропил», повести и рассказы Анны Старобинец, романы Ю. Волоса «Победитель» и З. Прилепина «Паталогии», Л. Петрушевская рассказ «Страна», И. Полянская «Мама», повести и рассказы В. Токаревой и Г. Щербаковой.

Предлагаю материал к уроку внеклассного чтения по рассказам Т. Н. Толстой в 11 классе «Грустные обстоятельства героев рассказов Т. Толстой».

На уроке использовала презентацию с картинами Никоса Сафронова. Заранее были даны индивидуальные задания: 
1. Подготовить краткое сообщение по биографии Т. Н. Толстой. 
2. Вопросы к рассказам. Ответить на вопросы, подтверждая цитатами.

Цель урока - познакомить учащихся с особенностями «малой прозы» Т. Толстой; с понятием «постмодернизм» и его характерными признаками.

«Полюби жизнь прежде смысла её» Ф. М. Достоевский
Вступительное слово учителя: «Все мы имеем достаточный читательский опыт, чтобы назвать известных героев русской литературы. Каких из них вы можете назвать? Изменились ли литературные герои внутренне? Успокоились ли? Или всё так же ищут смысл жизни и счастье? На этом уроке мы познакомимся с рассказами современной писательницы. 

Обращение к биографии писателя.

Рассказ «Сомнамбула в тумане»
Беседа по вопросам: 1)Перечислите главных героев рассказа.  Кто является главным героем рассказа? 2) Какова профессия Денисова? 

Рассказ «Поэт и муза»  
Вопросы:  1)В чём счастье для Нины?  2)Вполне ли серьёзно рассказано о любви? 3)Расскажите о Грише. Кто его окружает? 4) Удачлив ли, счастлив ли Гриша? 5) Как Нина борется за счастье и помогла ли она  Грише? 6) Можно ли Нину назвать музой

Рассказы: «Соня» и «Милая Шура» 
1. Вспоминаем, что известно о Соне? Какой сюжет лежит в основе рассказа? Какой вывод из предложенных можно сделать о блокадной истории героинь?: а) Лучше погибнуть во имя любви, стремясь помочь любимому человеку, чем доживать век парализованной старухой, которую никто не любит? б) Ада спасена за доброе дело, которое невольно совершает, даря Соне иллюзию любви. в) В нашем несправедливом мире погибают лучшие. г) Судьба героинь не связана с их «заслугами» д) «…голубков огонь не берёт»

2. «… прошла мимо меня, вся залитая розовым московским солнцем. Чулки спущены, ноги – подворотней, чёрный костюмчик засален и протёрт. Зато шляпа!.. Четыре времени года – ландыши, черешня, барбарис – свились на светлом соломенном блюде, пришпиленном к остаткам волос вот такущей булавкой. Черешни немного оторвались и деревянно постукивают…». Из какого рассказа эта героиня? Где живёт?  Замечает ли их героиня «Грустные обстоятельства места, времени и образа действия»? (Нет. Счастлива Александра Эрнестовна.) Хорошо это или плохо? 

«В чём вы видите отличие прозы Толстой от известных вам писателей-прозаиков?» (Сама писательница идентифицирует себя как постмодернистского писателя). Знакомлю учащихся с понятием ПОСТМОДЕРНИЗМА его характерными чертами: 1)Отсутствие воспитательных целей и положительных героев. (Герои – бомжи, алкоголики, сумасшедшие…) 2)Отмена ТАБУ – нет запретных тем. Всё имеет место быть описанным: ужасы, садизм, извращение, мистика. Нет запретных слов. 3)Отказ от событий, сюжета (нет логики, причинно-следственных связей). Характерен стиль рваной прозы. 4)Обилие иронии, пародийности. 5)Отсылки к классике.

В конце урока  предлагаю задуматься над вопросом: Найдутся ли среди нас такие, у кого не было каких-либо грустных обстоятельств жизни (места, времени, причины, образа действия…)? Без них не обойтись. Что для нас важно, что нам нужно, чтобы найти себя, своё счастье, свой смысл жизни в этом мире?
Работа по представлению современной прозы учащимся очень важна, она способствует повышению интереса к изучению литературы в целом, формированию нравственных идеалов и эстетических потребностей личности.

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: уроки внеклассного чтения, развитие интереса к чтению, классическая и современная литерату, нравственные проблемы, формирование нравственных качеств
Просмотров: 2271 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz