Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:20

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя русского языка и литературы
[ ] 02.03.2011, 11:34
Формирование навыков исследовательской деятельности школьников 
для развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся

Ольга Владимировна Холманских, 
учитель русского языка и литературы 
высшей квалификационной категории 
МОАУ СОШ №8 г. Кирова, pers021@mail.ru

Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в формировании интеллектуальной и исследовательской культуры школьников.
В основе создания методической системы лежит противоречие между необходимостью развития исследовательских навыков школьника, его познавательного интереса к изучению русского языка и литературы и преобладанием знаниевого подхода к обучению в современной школе. 

Цель – создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ученика в процессе обучения и воспитания.

При этом решаются следующие задачи:
  1. Формировать у обучающихся мотивацию к освоению исследовательских навыков деятельности.
  2. Создавать условия для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
  3. Способствовать развитию творческого потенциала личности.
Методы обучения. Основными способами организации познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности являются частично-поисковый и исследовательский методы и метод проектов.

Формы организации обучения учащихся. Используемые мной формы организации деятельности: урок – защита проекта, урок – презентация, урок-исследование, урок-практикум, комбинированный урок с применением ИКТ, организация работы в сетевых проектах и т.д. - позволяют преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Школьники овладевают инструментарием, с помощью которого могут познавать действительность.

Особенности содержания. Работа по формированию навыков исследовательской деятельности идет по следующим направлениям:
  • В течение года в каждом классе проходят уроки-проекты. Творческая группа совместно с учителем выбирает тему урока-проекта, ставит перед собой цель, задачи, продумывает этапы подготовки, распределяет обязанности между участниками, подбирает материал, анализирует его, продумывает ход урока, а после проведения – анализирует свою деятельность, отмечает удачи и неудачи. Учитель при подготовке такого урока-проекта выступает в роли консультанта и координатора. Подготовка к такому уроку-проекту начинается, примерно, за две недели до его проведения, поэтому такие уроки проводятся мной один раз в четверть. Одним из примеров такого урока стал урок-проект по литературе в 7 классе по изучению жанра хокку  на тему «Мы все друг другу братья под вишнями в цвету».
  • Повысить познавательный интерес учащихся к предмету, дать возможность им раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки, на которых проходит защита творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои интересы. Сильной мотивационной основой для обучающихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить ученикам интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Примером такого проекта стала работа учащегося 10 социально-гуманитарного класса на тему «Сленг: за и против», которую он защищал на уроке русского языка по теме «Стилистика».
  • На уроках литературного краеведения в 9 классе, знакомясь с творчеством вятских писателей, обучающиеся  по итогам курса защищали свои проекты, которые они готовили в течение второго полугодия. Один из проектов на тему «Хлыновский наблюдатель» Павел Лукьянович Яковлев» был опубликован на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  • Во внеклассной работе большие возможности для формирования навыков исследовательской деятельности, повышения интереса к предмету, реализации потенциала личности дает участие в сетевых проектах. Сетевой проект – это проект, реализуемый в сети Интернет, имеющий не только образовательные цели, но направленный на освоение работы в сервисах Веб 2.0; различных социальных сетях. Команда «Соната», состоящая из учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля, с удовольствием участвовала во Всероссийском сетевом проекте по литературе «Толстой рядом с нами». Ученики 8-9 классов знакомились с творчеством вятских писателей, принимая участие в работе сетевого проекта «Литературная гостиная».
Результаты обучения. Такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Это отражается  на качестве знаний и способствует формированию тех качеств  личности, которые востребованы в современном обществе. За последние три года 4 ученика стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Команда «Соната» стала Дипломантом Всероссийского сетевого проекта по литературе «Толстой рядом с нами». Проекты, подготовленные учениками, публикуются на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». На Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Юность, наука, культура» ученик 11 класса социально-гуманитарного профиля стал Лауреатом III  степени. Урок-проект по литературе в 7 классе на тему «Мы все друг другу братья под вишнями в цвету» был представлен на Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» и в финале конкурса занял I место.
Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: творческий потенциал, сетевой проект, проект, развитие, личность, компетентность, деятельностный подход, исследовательские навыки
Просмотров: 1754 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz