Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:14

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя русского языка и литературы
[ ] 02.03.2011, 10:46
Развивающая речевая среда
как средство приобщения школьников к культуре

Труфанова Людмила Александровна, 
учитель русского языка и литературы 
высшей категории  МОУ СОШ с УИОП 
пгт Демьяново Подосиновского района 
Кировской области

Мы во многом зависим от той речевой среды, в которую погружены, от того, что мы читаем, слышим, видим. А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда – язык радио и телевидения, газет и современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщают к культуре, но и отвергают от нее? Современная социокультурная ситуация развивается под сильнейшим воздействием масс-медийных средств, которые, в большинстве своем отодвигают на второй план «воспитание души», выбирая легкий путь - развлечение ради развлечения. Возникает ряд противоречий: между социальным заказом государства и снижением языковой культуры школьников; между естественной языковой средой и культурным развитием личности школьника; между необходимостью нового подхода к изучению русской классической и современной литературы и устаревшими требованиями её преподавания. Данные противоречия определяют актуальность выбранной проблемы развития личности школьника как культурного человека. Над данной проблемой работаю на протяжении нескольких последних лет. Работа по её решению дала возможность накопить положительный  опыт, имеющий практическое значение не только для себя, но и для педагогов района. Сущность  моей методической деятельности  состоит  в целенаправленной и системной работе по созданию развивающей речевой среды на уроках литературы и во внеурочное время. Изучив теоретические основы развивающего обучения Л.В. Занкова, психологического учения о деятельности и развитии личности П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Н. Леонтьева; концепции целостного процесса формирования личности Ю.К. Бабанского, В.С. Ильина и др. пришла к выводу, что изучение литературы  связано не с трансляцией определенной порции культурологической информации, а с культурным развитием каждого школьника в процессе его продуктивной учебной и внеучебной деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создать условия для приобщения школьников к культуре средствами развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время.
Желание сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, пробудить у них интерес к культуре языка, достигается при соблюдении единства следующих задач: проведения отбора содержания учебного материала, использования нестандартных форм уроков, внедрения эффективных педагогических технологий, ведения плодотворного сотрудничества с родителями. Работая в 5-11 классах по программе Коровиной отбор содержания учебного материала провожу на основе:
• целенаправленно отобранных текстов (фрагментов, эпизодов, отрывков произведений) в соответствии со следующими критериями: значимость содержания текста для учащихся; движение мысли автора; выражение автором своих чувств; разгадка учащимися авторского  замысла; новое восприятие себя и окружающего мира;
• трактовки художественного произведения с использованием методических приемов, работающих на усиление эмоционального восприятия произведения (проблемные вопросы, эвристические беседы, вариативные домашние задания);
• выделения лейтмотивов с учётом возрастных особенностей учащихся.

Мною разработана серия нетрадиционных уроков: урок – презентация, урок-конференция, урок-«суд», урок-зачёт, урок-инсценировка, урок-диспут, урок-семинар, урок-обсуждение., интегрированный урок. Такие уроки помогают приобщить школьников к культуре, поддерживая всё то хорошее, что заложено в них от природы, создают условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии.

В своей практике использую:
• технологию личностно-ориентированного обучения:
учитывая принципы построения личностно-ориентированного урока, прежде всего, выделяю эмоциональный и психологический аспект в ее решении через эффективное применение заданий проблемного характера, приемы актуализации субъективного опыта ученика (встреча с героем произведения, самохарактеристика, письменные высказывания и др.);
• технологию развития критического мышления через чтение и письмо: базовая модель технологии с учетом фаз вызова, осмысления и рефлексии определяет логику построения и последовательность построения урока литературы с эффективным сочетанием конкретных методических приемов, таких как «чтение с остановками», «толстые и тонкие вопросы», «кластер», «синквейн», «верные - неверные утверждения» и другие;
• технология встречных усилий позволяет мне наладить постоянную обратную связь с учениками, корректировать ход урока, создать предпосылки для развития взаимопонимания и взаимодействия.

Внеклассная работа по предмету является мощным дополнительным средством формирования интереса к предмету, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках. Все ученики с удовольствием участвуют во внеклассной работе по предмету: мы выпускаем рукописный журнал «Весточки»,  проводим литературные гостиные, мастер-классы с участием родителей, готовим устные журналы, читательские конференции, встречи с писателями – земляками, проводим заочные экскурсии по литературным местам и музеям, старшеклассники посещают элективный курс по подготовке к ЕГЭ. Охотно занимаются ученики проектной деятельностью по предмету, участвуют в районных и областных олимпиадах, где нередко занимают призовые места. С каждым годом растёт число детей, принимающих участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

Среди направлений деятельности с классным коллективом особо выделяю работу с семьей. Основная идея: сотрудничество педагога, детей и родителей по развитию ребенка как человека культуры. Направления работы с учащимися и родителями: привитие любви к родному краю, привитие любви к чтению, формирование духовно-нравственных семейных ценностей.  Сплачивают детский и родительский коллективы содержательные, яркие, интересные мероприятия, такие как  родительские собрания с инсценированием  отрывков из произведений А. Лиханова, совместное обсуждение книг писателя-земляка А. Филёва, читательские конференции по А. Лиханову, литературно-музыкальные композиции, инсценирование и чтение стихов, совместные классные часы, походы по историческим местам совместно с районным краеведческим музеем, центральной библиотекой. Всё это направлено на психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родителями, учащимися и учителями; повышение воспитательного воздействия семьи.

Показателями успешности являются: отсутствие конфликтности, повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы школы и классного руководителя, устойчивость в поведении детей.
Наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся. Повысилась мотивация к учению, возросла социальная активность учащихся, творческое самовыражение.

Результатом работы являются хорошие и прочные знания учеников. Успеваемость по русскому языку и литературе – 100%, качество обучения по русскому языку – 73%, по литературе – 92%. ЕГЭ по русскому языку: в 2009-2010 учебном году средний балл – 77. Ежегодные призовые места учащихся в муниципальных и региональных этапах предметных олимпиад. За последние три года на муниципальном этапе 12 победителей и 11 призеров. На региональном этапе 6 участников. За последние три года на муниципальном этапе международной игры «Русский медвежонок» 10 первых мест, 6 вторых, 11 третьих. На региональном уровне отмечены Почетными грамотами 3 человека, Поощрительными отзывами – 3, Дипломами II степени – 3, Дипломами III степени – 2 человека.

Мои ученики печатаются с собственными сочинениями и стихами в сборниках «Вятская азбука: природа» - 2006; «Живая игрушка северной природы» - 2008; «Экофантазер» - 2009.

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: критическое мышление, сотрудничество, личностно-ориентированное обучение, интеграция, технология встречных усилий, показатели успешности
Просмотров: 2420 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz