Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:52

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя русского языка
[ ] 14.03.2011, 19:16
Активные формы и методы формирования 
прочных орфографических и пунктуационных навыков учащихся 
на уроках русского языка

Светлана Васильевна Дружинина,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области

Ведущая идея опыта:
Создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Противоречия:
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания;
- между высоким уровнем содержания курса русского языка и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном.

Личная концепция учителя:
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
- реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся;
- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
- усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
- поддержание и совершенствование умения и навыков, формируемых в начальной школе.

Технология опыта:
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку. В течение пяти лет я работала  над поиском и широким использованием активных форм и методов формирования прочных орфографических и пунктуационных навыков учащихся, при этом главной задачей я считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным. Начиная работу с пятиклассниками, я  стремилась поддержать ту базу, которую учащиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя полученные знания, умения и навыки. Игровые методы и приемы позволяют мне сделать уроки русского языка интересными и содержательными, например: с суффиксами и приставками ребята знакомы с начальных классов. Я предлагаю им записать слова, обозначающие предмет, и превратить эти предметы в людей, мужчин или женщин:
  • гитара - гитарист 
  • пианино - пианист 
  • велосипед - велосипедист 
В 6-ом классе игровые моменты так же позволяют мне добиться поставленной учебной задачи, например игры с приставками. "Игры" с приставками важны в 6-ом классе при изучении правописания приставок пре- и при- . Предварительно ребята повторяют правописание приставок, не зависящих от произношения, и приставок, правописание которых зависит от последующих согласных. Буквально 2 задания игры позволяют учащимся вспомнить правила:

1. Приставка или нет? (выделите приставки в словах) Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.
2. Найти спрятавшиеся приставки. Перераспределение, нераспустившийся, неиспользованный, деревообделочный комбинат, водопроводчик Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.

Широко использую в практике своей работы различные виды диктантов. Очень нравится ребятам зрительный диктант. Необходимое количество "трудных" слов и словосочетаний написано на доске заранее, затем убираю доску, а учащиеся записывают слова под диктовку. А вот проверка осуществляться может двояко:

1. Доска с записью возвращается, и ученики проверяют самостоятельно свои работы, а учитель по своему усмотрению оценивает.
2. Учитель собирает написанное и оценивает все работы. 

В 5-ом классе интересны для ребят диктанты со взаимопроверкой. После словарной диктовки учащиеся обмениваются тетрадями. Читаю слова, четко их проговаривая, отвечает на сложные вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, ставят условные знаки на полях, выставляют оценки и пишут свою фамилию, затем перепроверяю работы и снижаю  оценку тому, кто пропустил ошибку или неправильно оценил диктант. Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8-9 классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых. Для достижения хорошего результата усвоения предлагаю учащимся схему-опору:

Определи количество грамматических основ.
  • Если одна основа, то предложение простое. 
  • Есть ли в предложении 
1. Однородные члены? 
2. Обращение?
3. Вводные слова и предложения?
4. Обособленные члены?
5. Уточнение?
6. Слова-предложения да, нет?
  • Если есть, то вспомните нужное правило и расставьте знаки препинания. 
  • Если две основы (и больше), то предложение сложное. 
  • Определи границы предложения и поставь нужные знаки. 
  • Рассмотри каждое простое предложение
1. Дефицит учебного времени при изучении русского языка в старших классах восполняю за счет использования материала изучаемого литературного произведения. Для объяснения нового материала использую объяснительный рассказ с элементами беседы, поисковую работу с учебником, школьную лекцию, нередко на уроке используются все эти методы обучения, но так, что учащиеся включаются в активную деятельность, становясь помощниками учителя. Постоянно работаю над поиском активных форм и методов контроля знаний учащихся. 

Использую поисково-игровые задания на уроках русского языка с целью развития у учащихся интереса к предмету и потребности к самостоятельному получению знаний. Например, при знакомстве со словом программа, которое зашифровано в ребусе, нарисованном на доске, дети пробуют самостоятельно определить лексическое значение  слова. Затем сравнивают свои определения с толковым словарём слова в Словаре С.И. Ожегова и отмечают, чьё предварительное определение было самым точным. После этого вызванный к доске ученик составляет «гнездо» однокоренных слов или словообразовательную цепочку, указывая при этом и часть речи производных слов. Учащиеся разбирают слова по составу, выделяют словообразовательные аффиксы. Правильность разбора сложных случаев проверяем по «Словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Ф. Ефремовой. В процессе работы ученики вспоминают орфографическое правило употребления удвоенной согласной перед суффиксом при образовании слов. На заключительном этапе проводится работа по употреблению слова в речи. Ученики составляют словосочетания по данному образцу. Например, гл. +сущ. (заложить программу), прил. + сущ. (увлекательная программа). Ученики делают разбор словосочетаний, указывая тип синтаксической связи.

На уроках русского языка провожу большую работу с текстом, так как именно текст позволяет избежать многозначности, определить синонимическую соотнесённость слов, словосочетаний, предложений. Удачным представляется, например, такое задание:
*Рассыпались предложения! Подберите к первой части подходящую по смыслу вторую часть. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. В скобках обозначьте смысловые отношения между частями.

1) Улыбнётся                                                      роса блестит на цветах, поют птицы.
2) Ранним августовским утром выйдешь в сад      и она исчезнет навсегда.
3) Красоту только тронь небрежной рукой              солнце красное взойдёт

Дополнительные задания: 1) Выпишите словосочетания со следующими видами связи: а) согласование; б) управлением; в) примыканием. 2) Расставьте ударения во всех словах третьего предложения.

Из приведённых примеров видно, что на любом этапе урока учащиеся используют все свои знания и умения, что позволяет им серьёзно подготовиться к предстоящим экзаменам и успешно сдать их.

Постоянно контролировать уровень знаний и умений учащихся - главное правило преподавателя. На уроках широко используются сигнальные карточки, перфокарты, тесты, карточки с индивидуальными заданиями, различные виды проверочных работ с использованием компьютерных технологий. 

Поиск и применение активных форм обучения русскому языку сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов, с этой целью я постоянно веду диагностирование качества знаний учащихся. 

Результативность:
Уровень качества обучения русскому языку не снижается в последние три года, и даже наметился небольшой рост 2-5 %. При переходе учащихся из начальной школы в среднюю нет резкого снижения в уровне качества обучения, как это было 3- 4 года назад. В этом учебном году сохранился уровень качества обучения и уровень обученности. 

Уровень качества обучения русскому языку в 6 классе, где я веду уроки русского языка, начиная с 5-го класса, в 2009-2010 учебном году составил 63%, причем по сравнению с предыдущим учебным годом он стал выше на 3%.

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: навыки, умения, преемственность, Радость, цель, Открытие
Просмотров: 3873 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz