Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя начальных классов
[ ] 14.03.2011, 18:43
Исследовательская и проектная деятельность 
как средство активизации познавательного интереса младших школьников

Наталия Викторовна Гасникова,
учитель начальных классов
 высшей квалификационной категории
МОУ СОШ пгт Кумены Куменского района
Кировской области, Gasnikova-kum@mail.ru

Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности. Как избежать «золотой середины», не привести всех к одному знаменателю – «среднему», а наоборот сохранить желание и возможности первых, при этом, не забывая и о повышении интереса вторых?

Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, по моему мнению, является одной из самых актуальных задач современной школы. Поэтому считаю, что стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников можно через проектно-исследовательскую деятельность и систему творческих заданий. Концептуальной и методологической основой при разработке темы по  активизации познавательной деятельности младших школьников  послужили педагогические идеи Галины Ивановны Щукиной, которая говорит: «Познавательный интерес является одним из главных условий протекания учебного процесса и свидетельством его правильной ориентации»

В основу моей работы была положена идея личностно-ориентированного обучения, которая в центр всей школьной образовательной системы ставит личность ребёнка.

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Это противоречие потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Разрешение этого противоречия происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае  это проектная и исследовательская деятельность, основы которой я ввожу в учебный процесс младших школьников. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным. 

При обучении я следую общедидактическим принципам: научности,  доступности, опоры на субъектный опыт. Формирование модели выпускника начальных классов осуществляю через личностно-ориентированные, культурно-ориентированные, деятельностно-ориентированные принципы. Использую разнообразные формы обучения, которые носят не репродуктивный, а исследовательский характер, что приводит к развитию мыслительной деятельности и творческого потенциала учащихся. В ходе работы решаются следующие задачи:
  • систематизация и расширение знаний;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • интеграция знаний;
  • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных технологий;
  • умение представлять результаты исследования в виде публичного выступления;
Информационно-коммуникационные технологии используются на уровне методических приемов при проведении фрагментов уроков и нестандартных учебных занятий (ролевых игр, конференций, защиты проектов и рефератов, презентаций)

По определению И.Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде». 

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации деятельности, направленной на создание собственных творческих, исследовательских проектов. В моей системе обучения важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы переработки учебной информации, мыслительных умений и навыков, анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, умение работать с книгой и другими источниками информации, развитие познавательного потенциала учащихся. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе на уроках и во внеурочной деятельности. Учащимся предлагается перечень тем на выбор, совместно с учителем формулируются цели, задачи и определяются сроки для подготовки индивидуальных и коллективных презентаций.

Эффективно реализованы следующие типы проектов:
  • Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления: умения ставить задачу, выдвигать гипотезу, планировать деятельность по заданной теме, проводить простейшие наблюдения за живой и неживой природой («Кошачьи повадки», «Знакомство с бабочкой-крапивницей»)
  • Творческие проекты («День рождения», «Приключение у новогодней ёлки», концерт-поздравление ко Всероссийскому Дню пожилых людей, декламация стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск тематических классных газет и т.д.), которые позволили детям проявить и развить свои творческие способности и коммуникативные умения;
  • Ролевые, игровые проекты, позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем («Копилка игр», «Игры народов мира» и др.); 
  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные), которые предполагают аналитическую работу с полученной информацией («Картофель – второй хлеб», «Покорители космоса», «Михайло Ломоносов», «Моя любимая книга»). 
  • Практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость («Ярмарка поделок», выращивание рассады цветочных культур для школьного участка - «Огород на подоконнике», изготовление сувениров к 65-летию Победы, Дню пожилых людей - «Подарок ветерану»).
Что же даёт такая система работы?:
1. Возможность каждому ученику достичь максимально возможных для него результатов обучения: повысился уровень знаний учащихся (обученность - 100%, средняя оценка по предметам – 4,01 – 4,29, учатся на «4» и «5» от 56% - 65%); увеличивается число детей, участвующих в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах. Кадырова Мария - победитель и призер Межрегиональной многопредметной олимпиады младших школьников «Интеллектуальный марафон», игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» 
2. Создаёт ситуацию успешности ученика, что позволяет ему почувствовать уверенность в себе, в своих силах, самоутвердиться не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
3. Система работы позволяет отслеживать развитие уровня познавательного интереса учащихся и проводить своевременную корректировку педагогической деятельности. Наличие устойчивого познавательного интереса способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
4. Изменяется уровень сформированности мыслительной деятельности детей. Они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию.
5. В результате выполнения исследования по решению значимой для школьника проблемы, появился продукт и новые умения, способы деятельности ребенка: школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности. 

Дети ежегодно приглашаются для участия в Региональных, Всероссийских конкурсах-фестивалях проектных и исследовательских работ.  Ксения Шехирева награждена дипломом 2 степени за работу «Кошачьи повадки» Межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги–2010», дипломом в номинации «Творческий подход к работе» конкурса «Я познаю природу». Гасникова Алина за работу «Осторожно, плесень» получила диплом 2 степени в областной конференции «Человек и природа». В Региональном конкурсе–фестивале «Я познаю природу» Косолапова Елизавета за работу «Украшение нашего двора» награждена диплом в номинации «Практическая значимость».  

Данная работа эффективна, полезна и стимулирование развития интеллектуальности младшего школьника через проектно-исследовательскую деятельность успешно реализуется, формируются базовые компетентности как результат обучения на 1 ступени в соответствии с госстандартами. Результатом системы работы является создание методических копилок уроков и внеклассных мероприятий с использованием ЛОО, ИКТ, проектных работ учащихся, которые были представлены мною на областном конкурсе «Учитель года - 2010»

Литература:
  1. Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся», М.: Педагогика, 1988г.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 2. М.: Педагогика, 1982г. 
  3. Ляхова Л.В. «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Начальная школа.- №7, 2009
  4. Чечель И.Д. Метод проектов // Директор школы №3, 1998
  5. Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — №12, 2000
  6. http://pervoklassnik.resobr.ru

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: планирование, исследовательская деятельность, знания, система работы, проект, продукт, опыт, ученик, уверенность, проблема
Просмотров: 3330 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz