Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:24

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя начальных классов
[ ] 03.03.2011, 10:27
Формирование словарного запаса младших школьников
на уроках русского языка с учетом канала восприятия информации

Елена Владимировна Денисенко,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОАУ средней школы № 31 г. Кирова,
2812_lena@mail.ru

В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов развития речи учащихся, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Работа строится на принципах научности, наглядности, учета возрастных и психологических особенностей детей (опора на их ведущие каналы восприятия информации), педагогики сотрудничества. 

Целью данной работы явилось создание условий для успешного речевого развития учащихся начальной школы на уроках русского языка путём решения следующих задач:
- определение наиболее эффективных путей речевого развития детей на уроках русского языка;
- разработка системы развивающих упражнений для расширения словарного запаса учащихся с учетом их типов восприятия, а также для формирования способности перевода информации из одной системы восприятия, обработки и хранения информации в другую.

Особенности содержания. Речевые нарушения и ограниченность словарного запаса - одна из причин низкой успеваемости учащихся. Речь человека тесно связана с его вниманием и памятью, образным мышлением, восприятием. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие информации. Как правило, младший школьник опирается на одну из трех, ведущую систему восприятия, что и порождает многие трудности при освоении школьной программы. Если у ребенка развиты зрительная, слуховая и кинестетическая системы восприятия и возможен перевод из одной системы в другую, то такой ребенок обладает высокой способностью к обучению. 

Фундаментом развития связной речи учащихся является их словарный запас. Работа по формированию словарного запаса детей проходит более успешно, если при этом учитывать их ведущие каналы восприятия, систематически работать над развитием сопутствующих каналов восприятия информации и формировать способности перевода информации в другие системы. Данная работа строится в четыре этапа:
1-й этап - диагностика типов восприятия учащихся (наблюдения за детьми, анкета для родителей, специальные задания для детей). 
2-й этап - адаптация речевого материала к ведущей системе восприятия учащихся: показываю и вижу (наглядный материал); говорю и слушаю (детям надо прослушать, повторить хором, рассказать);  делаю (выполнение двигательных упражнений). 
3-й этап - формирование способности перевода информации из одной системы в другую и развитие недостаточно развитых систем путем выполнения специальных упражнений. Это игры, зрительные и слуховые диктанты, специально подобранные физкультминутки, загадки.
4-й этап - диагностика уровня словарного запаса детей (итоговая и промежуточная) для корректировки проводимой работы.

Методы обучения: Интерактивные, наглядные, практические, самостоятельной работы, творческой работы. Для реализации цели мной разработана система упражнений игрового характера, направленных на развитие различных каналов восприятия информации и способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую, а также система вопросов и заданий для диагностики ведущего типа восприятия и уровня речевого развития. С целью координации работы всех систем восприятия после изучения каждой темы учащимися самостоятельно выполняются различные  проекты с использованием новых слов (рисунки, аппликации, сочинения и др.).

I  Упражнения для развития зрительного восприятия.
1. Зрительные диктанты: читаю строку два раза;  запоминаю;  записываю. 
2. «Слово в слове». 
3. Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из
данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др. 
4. «Расколдуй слово»  ( гамазин –магазин, чекали – качели).
5. «Составь слово» и др.

II Упражнения для развития слухового восприятия.
1.   Слуховые диктанты.
2. «Кто запомнит самое длинное предложение». 
3. «Снежный ком». Называются слова на заданную тему. 
4. «Считаем буквы». Называется слово и порядковый номер любой буквы этого слова, дети записывают букву. Из записанных букв составляют слова.

III  Упражнения для развития кинестетического восприятия.
1. Изображение слова с помощью пантомимы.
2. Простукивание ритмического рисунка слова.
3. «Рассказывание руками», по телефону, по радио и т.д.
4. Запись слов в воздухе ( игра «Угадай слово»).
5. Рассказывание с заданием передать мимикой и жестами разное  физическое и эмоциональное состояние ( холодно, больно, грустно) и др.

Формы организации учебной работы: комбинированные и нестандартные уроки, самостоятельная работа учащихся, разработка учащимися и презентация проектов по изученному материалу.

Приведу примерный порядок работы на этапе  ознакомления со словом. Работа строится так, чтобы «работали» все три канала восприятия.  
1. Ознакомление со словом (нахождение слова в тексте, отгадывание загадки, «расшифровывание» слова и др.):
– Внимательно рассмотрите слово, закройте глаза и представьте себе его.
2. Слово прочитывается хором (перекодирование зрительной информации в слуховую и двигательную). 
3. Объяснение значения слова (рассматривание иллюстрации, чтение толкования слова в словаре, проговаривание определения вслух,
простукивание, изображение пантомимой, когда возможно).
4. Затем задаю вопросы:
- Что увидели? Какого цвета слово? (для визуалов)
- Что услышали (громкое, тихое, звенит, шуршит и др.)? (для аудиалов)
- Что почувствовали (теплое,   гладкое и др.)? (для кинестетиков)
5. Запись слова (координация зрительной, слуховой, кинестетической модальностей).

Далее проводятся упражнения по введению новых слов в речь. 

В результате такой работы появляется интерес к урокам русского языка, расширяется словарный запас учащихся, улучшается их устная и письменная речь. Увеличивается количество детей, одинаково хорошо воспринимающих разные виды информации, у них повышается способность к обучению.

Соотношение ведущих типов восприятия учащихся 2 и 4 классов (в %).


Уровень развития речи учащихся по классам (в %).


Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: ведущий тип восприятия, успешное обучение, проектная деятельность, словарная работа, игровые развивающие упражнения
Просмотров: 3053 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz