Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:16

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя начальных классов
[ ] 03.03.2011, 10:09
Становление субъектной позиции младшего школьника
как условие для развития его творческого потенциала

Наталья Леонидовна Гашкова,
учитель начальных классов
ГОУ «Вятская гуманитарная гимназия
с углублённым изучением английского языка»
г. Киров, gashkovanl@mail.ru

Для меня, учителя начальных классов, одной из главных задач обучения и воспитания младших школьников является раскрытие способностей каждого ученика. Система моей работы строится на антропологическом подходе, который реализует педагогический коллектив Вятской гуманитарной гимназии с углублённым изучением английского языка. Он предполагает целостное развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальности на этапе освоения им первого социального статуса – школьника. 

В инициативе «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определяет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности воспитание личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ведущей идеей моей методической системы является Становление субъектной позиции младшего школьника как условие для развития его творческого потенциала.

Цель моей деятельности: создание условий для становления субъектной позиции  младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности – условий, способствующих развитию его творческого потенциала. 

Задачи:
  1. создание условий для  развития мотивации обучающихся к учению; включение школьников в активные виды деятельности;
  2. моделирование системы методов, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика, которые способствуют становлению субъектной позиции младшего школьника;
  3. разработка системы оценки учебных и внеучебных достижений гимназистов в соответствии с поставленными целями.
Система моей работы основана на следующих принципах:
- принцип сознательности, активности, самостоятельности усвоения знаний;
- принцип индивидуального подхода к учащимся, работа над развитием всех учеников;
- принципы методики субъективизации: опережающее отражение в сознании учащегося содержания и предстоящей ему учебной деятельности; принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка; принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника;
- принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика.

Особенности содержания:
Методологической основой содержания гимназического образования является формирование ключевых компетентностей. А методологической основой моей системы работы является авторская методика обучения средствами субъективизации, разработанная Г.А.Бакулиной, доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ. 

Субъективизация предполагает принятие в образовательном пространстве качественно новых позиций учителем и  учеником на всех структурных этапах урока. Детям передаётся часть функций учителя. Они сами формулируют тему урока, ставят дидактическую цель; пользуясь опорной записью, сами формулируют задания к упражнениям; подводят итоги урока, анализируют свою деятельность. Конечно, за всем этим стоит учитель, который, планируя, продумывает этапы урока и задания к упражнениям таким образом, чтобы у детей складывалось ощущение, что всё это они действительно делают сами. Всё это способствует созданию устойчивой мотивации к процессу учения у младших школьников.

На разных этапах урока используются  такие задания и упражнения как интеллектуально-речевые задачи, комплексные интеллектуально-лингвистические упражнения, систематическое использование антиципации. Не получая знаний в готовом виде, учащиеся принимают активное участие в выведении и определений новых грамматических категорий и формировании орфографических правил. Интенсивно используется  устная речь учащихся  в виде аргументированного, доказательного ответа школьника, причём на уроке преобладает именно речь детей, нежели учителя. Ведётся работа над развитием коммуникативных, организационных, рефлексивно-оценочных и индивидуально-творческих способностей младших школьников.

Разработаны и апробированы новые приёмы работы с текстом в период обучения грамоте. Каждый из них направлен на развитие техники чтения, но кроме этого предназначен для развития таких интеллектуальных качеств как внимание, память, мышление, речь, сообразительность. Вот некоторые из них: чтение с выбрасыванием кулачков; чтение с выделением ключевого по смыслу слова; чтение «половины» каждого слова в предложении; чтение текста с добавлением слов, новых персонажей и их действий и другие. Ценность данных упражнений состоит в том, что навык чтения формируется у школьников в процессе активной речемыслительной деятельности. Количество подобных упражнений бесконечно, так как нередко сам текст подсказывает приём работы. Опыт работы по данному направлению представлен в статье «Чтение текстов в период обучения грамоте: интерес, развитие и эффективность», журнал «Начальная школа» 2008 г., №7. При определённой модификации выше перечисленные приёмы можно использовать и на других уроках: русского языка, математики, литературного чтения.

Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения. Воображение является психологической основой творческой деятельности, которой дети занимаются с увлечением. Для меня наиболее ценными считаются те виды воображения, которые развивают самостоятельность и оригинальность мышления учащихся – это воссоздающее и творческое воображение. Громадный источник для воссоздающего и креативного воображения представляют произведения художественной литературы. Вот один из приёмов развития воображения на уроках литературного чтения - при изучении басни И.С. Крылова детям предложено составить схематический рисунок по содержанию басни, используя данные условные изображения:

Опыт работы по «Развитию воображения на уроках литературного чтения во втором классе в процессе изучения поэтического произведения» представлен в одноимённой статье в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Развитие ребёнка как результат образовательной деятельности в дошкольном учреждении и начальной школе», 2010 г.

Кроме того, на уроках литературного чтения используются такие приёмы как составление толкового словаря по произведению; напиши «письмо» любимому герою; составление маршрутного листа главного героя; хочу вам рассказать об этом писателе; конкурс на «Самый интересный вопрос» по произведению и др.

Ежедневный поиск новых приёмов, средств и путей обучения приводит учителя к исследовательской деятельности в целом, т.е. учитель становится в позицию учителя-исследователя. Так в соавторстве с Е.В. Бережных выпущено методическое пособие «Учимся думать и говорить». Это авторские разработки уроков русского языка в 1 классе, основанные на выше перечисленных принципах моей методической системы.

Работа в данном направлении позволяет достичь хороших результатов в обучении и воспитании гимназистов. Педагоги и психологи, присутствовавшие на открытых уроках, отмечают активную позицию на уроке каждого ученика, умение устанавливать логические связи, умение мыслить системно; отмечают хорошую теоретическую и орфографическую подготовку учащихся, связную речь детей (их аргументированные, доказательные ответы в виде текстов) Всё выше перечисленное благоприятно влияет на характер общения детей. Они стали более открытыми, уверенными в себе, способными к содержательному интеллектуальному общению.

Моделирование образовательного пространства, которое задаётся уроком, осуществляется и во внеурочной деятельности. Основные формы организации деятельности: коллективные (творческие и социальные проекты, выпуск газеты класса); групповые (взаимодействие разновозрастных групп, участие в сетевых проектах); индивидуальные (учебное исследование).

Учебным исследованием в нашей гимназии называется технология проектной деятельности. Занимаясь с детьми учебными исследованиями, мы работаем над формированием таких ключевых компетентностей учащихся, как проектная, информационная, коммуникативная, социальная, рефлексивная. Здесь моими союзниками выступают родители гимназистов. Вместе мы помогаем детям, учиться планировать, организовывать свою деятельность, оценивать себя, собирать информацию из разных источников, перерабатывать её, готовить сообщения, приобретается бесценный опыт публичных выступлений.

Значительно повышается познавательная активность гимназистов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Мои ученики принимают активное участие не только в научно-исследовательских конференциях младших школьников, но и в различных конкурсах и марафонах разного уровня, пополняя копилку достижений гимназистов нашего класса дипломами, грамотами и похвальными отзывами.

Особое место в своей работе отвожу воспитательному аспекту. Для развития и реализации творческого потенциала ученика начальной школы; для формирования духовно-нравственных ценностей и навыка здорового образа жизни у младших школьников разработаны и реализуются возрастные воспитательные программы: «Познай себя»(1класс), «Я, семья и школа»(2класс), «Я и окружающий мир»(3класс) и «Я и мой край»(4класс). Они позволяют раскрыть творческие возможности детей и формируют опыт решения нравственных, коммуникативных и познавательных задач.

В нашем классе есть свои традиции: осенний День Здоровья; драматизация какой-либо сказки родителями, выпуск сборников творческих работ, классной газеты. Осуществляя нравственное и духовное воспитание, ежегодно принимаем участие в благотворительных акциях. Тематические родительские собрания выстроены в системе и способствуют реализации цели возрастной воспитательной программы «Я и окружающий мир».
 
Работа по становлению субъектной позиции младшего школьника привела меня к изменению системы оценивания учебных достижений гимназистов. Кроме традиционных форм оценивания  использую также:
1) «Портфель достижений ученика» – это подборка  личных  работ  ученика: работы,  отражающие его интересы или прогресс ученика в какой-либо области, самостоятельно найденные информационно-справочные   материалы;
2) специальный "Лист индивидуальных достижений" учащегося, в котором отражаются учебные и творческие достижения гимназиста;
3) становление опыта рефлексивной деятельности осуществляется на основе ведения гимназистом, в своём ученическом дневнике, страниц «Мои достижения», «Мои цели, задачи, планы на учебный год», рубрики «Мысли вслух». 

Опыт моей работы представлен на различных педагогических форумах, с ним знакомы как студенты ВятГГУ и КПК, так и педагоги города, области и России. Я выступала на методических семинарах и конференциях от городского до Международного уровня, проводила для коллег города и области мастер-класс, деловую игру, открытые уроки.

Имею публикации, в дополнение к выше перечисленным, в материалах на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября», на компакт-диске и в сборнике тезисов; на сайте ЦПКРО. Работала в городской творческой группе «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе в начальной школе». Создана методическая разработка урока по теме «Вятские народные промыслы» с использованием интерактивной доски, вошедшая в электронное учебное пособие по краеведению.

Выстраивая и описывая свою методическую систему работы, я чётко определилась с моей педагогической позицией. А если говорить высоким слогом, мне стало понятным и близким такое понятие как «миссия учителя».

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: портфолио ученика, субъектная позиция, учебное исследование, мотивация, индивидуальность, творческий потенциал
Просмотров: 5229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz