Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя начальных классов
[ ] 01.03.2011, 10:45
Алыпова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ пгт Кумёны Кумёнского р-на

«Чтобы дарить ребёнку искорку света, 
учителю надо впитать море света....»
Шалва Александрович Амонашвили

Вот уже 27лет я работаю с детьми в посёлке Кумёны  Кумёнского района. Сейчас мои ученики – это 7 выпуск, из них многие – дети моих же выпускников. Очень интересно наблюдать, как одно поколение сменяет другое. И уже твоя бывшая выпускница сама стала мамой, привела в школу своего малыша.
Но что я наблюдаю: идёт маленький первоклашка, на спине красивый портфель. Ребёнок, наклонившись вперёд, нехотя продвигается в школу. Такая поза называется – поза «отбывание тяжкой повинности». Почему он идёт без желания в школу? Почему у школьника стала низкая мотивация к учёбе? Почему школьнику не стало нравиться узнавать что-то новое? 

Я знаю, что дети ходят в школу, но учиться не любят. Они рождены, чтобы познавать мир, но приходят в школу и не хотят познавать этот мир с нашей помощью. Почему это происходит? Что делать? Как это исправить?
Ребёнок не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей планете. Эта затаённая в ребёнке сила духа, разума и сердца, если её довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать всё вокруг - и в нём самом.
Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека.

Сделать, воспитать, создать из него человека - серьёзная задача для мудрых взрослых, любящих взрослых.
Троица образования и воспитания: Учитель-ученик-родитель. Эта связка мне видится как, социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. А сотрудничество возможно, если выстраивать его общими усилиями, соблюдая при этом несколько принципиальных условий, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают. Чтобы помочь детям и их родителям, мне нужны были знания, психологические знания. Я занималась в лаборатории «Психолого-педагогическая деятельность учителя начальных классов» при КИПК и ПРО. Я всегда рада помочь, если нужен совет родителям, если ребёнок без желания посещает школу, плохо учится. 

Семья так же заинтересованная сторона в судьбе ребёнка. Важно услышать родительское мнение, вовлечь их в сотрудничество со школой. Всю работу в классе планирую совместно с родительским комитетом. В наши мероприятия входят спортивные состязания с мамами и папами, тематические классные часы с приглашением родителей. Проводим экскурсии и поездки, которые расширяют представления детей о своей малой родине: экскурсии в краеведческие музеи, посещение музеев –мемориалов (с. Рябово, Зуевского р-она родина братьев Васнецовых, г. Уржум родина С.М. Кирова), путешествуем по России: г. Великий Устюг, г.Екатеринбург, г. Казань, г. Нижний Новгород, г. Кунгур.

Это моё первое правило: «Я и родитель – партнёры».

Правило второе: «Каждый ребёнок – личность».

Эту тайну открыл Василий Сухомлинский. Во всём должна быть духовная общность. С одной стороны учитель с морем света, но и со знанием, а с другой – ребёнок. Именно поэтому меня заинтересовала идея «самооценки школьника», которая помогает ребёнку стать самостоятельным, свободно мыслить и иметь своё, собственное мнение, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение. 
Учителям начальных классов приходится с особой тщательностью продумывать: как урок подготовить, как улыбнуться, какое первое слово сказать на уроке, чтобы первоклашка раскрыл глаза и сказал: ой, какой прекрасный учитель передо мною стоит.

Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить.  
На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку 
Моя система индивидуальной дифференцированной работы на всех этапах обучения даёт положительный  результат. В 2007 году представила  свою методическую разработку урока по математике на тему: «Вычитание из числа 10» на Всероссийский конкурс, организованный педагогическим журналом «Современный урок», эта работа отмечена  Диплом 1 степени.   
В 2008 году за представление своего педагогического опыта, я стала дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». В этом 2010 году свой опыт методической работы представила на конкурс «Педагогические инновации».
Использую разные формы и методы обучения: интегрированные уроки, сюжетные игры. Практикую уроки защиты проектов, уроки с применением дополнительного материала в виде презентаций, которую приготовили сами дети. Данные формы и методы дают возможность развиваться каждому ребёнку. Мои дети успешно выступают с проектами, с исследовательскими работами на областных и Всероссийских конкурсах: «Первые шаги», «Я – исследователь», «Я познаю природу».

Правило третье: «Уча, учись сам»
В 2011 году я побывала на Х Юбилейных Международных Педагогических Чтениях «Как любить детей», которые проходили в Москве. Это яркие незабываемые встречи, и новые искорки знаний, обмен опытом. С этих Международных Педагогических Чтений я уехала озарённая, наполненная творящей энергией, новыми идеями, мечтой, желанием сделать как можно больше, передать всё, что получила, детям. 

Курсы повышения квалификации, конкурсы, семинары помогают мне осмыслить современные требования к педагогике. Изучая чужой опыт, всегда с удовольствием делюсь своим. В своей педагогической деятельности я   реализую следующие цели и задачи начального обучения:
  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Достичь этих целей мне помогает применение на уроках технологии личностно-ориентированного  обучения. В 2003-2004г. наша школа  работала в режиме эксперимента по личностно- ориентированному обучению под руководством кандидата педагогических наук, Ольги Геннадьевны Селивановой. Участие в этом эксперименте ещё раз подтвердило, что главное в моей педагогической работе - раскрытие личностных качеств ребёнка, повышение мотивации к обучению, развитие его познавательных способностей, обеспечивающих условия для расширения объёма знаний и умений. Поэтому осуществляю сотрудничество с учеником, верю в талантливость каждого ребёнка, развиваю его субьектность.
Принципы данной технологии, разработаны психологами под руководством И.С. Якиманской.
В своей педагогической деятельности наиболее продуктивно использую игровые ситуации, исследовательский метод, учу детей мыслить логично, научно, творчески, с учётом возрастных особенностей.
Технология группового обучения вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска, каждый обучающийся имеет возможность высказать своё мнение, свою точку зрения. Использую отдельные компоненты системы здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий.
Мои дети активно участвуют в различных исследовательских конкурсах. Так Клековкин Иван и Чистякова Анна со своими проектами: «Цветок для мамы», «Долгая дорога света», «Где ты, «Королева Полей» выступили на школьной конференции и областных конкурсах-фестивалях «Я познаю природу», а также на межрегиональном конкурсе «Я исследователь».
Повысился интерес к учению. Учащиеся успешно овладевают знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой начальной школы. 
Обученность класса 100%. Из 20 моих обучающихся на «4» и «5» занималось 15 человек, что составило 75%. «4,24»-средняя оценка по предметам превышает областные показатели.
Средняя отметка по предмету

В 5 классе  мои дети подтвердили результаты обучения:  
Обученность - 100%, а качество знаний повысилось до - 90 %, а у оставшихся двух человек по одной тройке (по английскому языку и физкультуре).
В результате такой методической системы у моих детей повышается мотивация обучения, активизируются познавательные процессы, дети с радостью посещают школу. Моя система работы оставила свой след в душах ребят. 

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. На пороге новые  стандарты обучения. Но какими бы они ни были, дети всегда остаются детьми, учителя учителями. Меняются времена, но не меняется моё педагогическое кредо:
– ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и всю свою душу.
– уважение между учителем и учеником должно быть взаимным.
– "плохой" ученик не есть плохой человек
– каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь
– учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.

Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
Моя ученица 4 а класса Чистякова Анна написала сочинение о своём учителе Алыповой Ольге Владимировне и стала победителем в областном конкурсе: «Портрет вятского учителя глазами детей», а так же 1 место  в конкурсе«Призвание – Учитель».
Я люблю свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: партнёры, сотрудничество, первое слово, родитель, троица образования и воспитания, улыбка, поза «отбывание тяжкой повинности», родительское мнение
Просмотров: 5989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz