Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:30

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя математики
[ ] 15.03.2011, 12:12
Повышение мотивации и самостоятельности учащихся 
к изучению математики средствами компетентностно-ориентированного обучения

Татьяна Геннадьевна Чебыкина,
учитель математики
МОУ СОШ пгт Подосиновец
Кировской области,
katya312b@yandex.ru

Сегодня происходит снижение мотивации к усвоению математических знаний, невозможность применить их в практических ситуациях из-за их оторванности от решения жизненных задач. В то же время возрастание объема информации по математическим дисциплинам в школе, перегруженность учебного материала не позволяют в полной мере осуществлять формирование способов получения информации по предмету, развитие личностных качеств учащихся, а нацеливает учителя на передачу готовых знаний. В этих условиях знаниевая парадигма является определяющей, а идеи развития учащихся остаются только на уровне декларации. Возникают противоречия между высокими требованиями к качеству знаний выпускников школы и снижением мотивации, интереса учащихся к предмету; между перегруженностью программного материала по математике и необходимостью личностного развития учащихся средствами предмета; между ориентацией образования на самостоятельную деятельность учащихся, развитие творческих способностей и применением традиционных  форм и методов обучения. Проблема снижения уровня мотивации и самостоятельности учащихся побудила меня пересмотреть взгляды на преподавание математики.

С 2005 начала внедрять в преподавание математики методики и технологии компетентностно-ориентированного обучения с целью повышения интереса, мотивации к изучению предмета, развитию самостоятельности. Сущность моей педагогической деятельности заключается в сочетании традиционных форм и методов  обучения с инновационными методиками и технологиями, в формировании нового взгляда на ученика как субъекта педагогического процесса. Ведущая идея заключается в системном применении компетентностных форм с учётом возрастных особенностей учащихся.

Анализ результатов диагностики мотивации учащихся 8 класса к изучению алгебры и геометрии (по О.Г. Селивановой) выявил три типа школьников с низкой мотивацией к учению: учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учению – 12 %; учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению – 17 %; учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению – 1 %. Это позволило мне выделить основные задачи: создание оптимальных условий для повышения мотивации и самостоятельности на уроках и во внеурочное время через методики и технологии компетентностно-ориентированного обучения; моделирование урока на основе методик и технологий компетентностного подхода; создание практико-ориентированных заданий, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся; проведение итоговой диагностики. Данная система работы предполагала следующие результаты: систематизация знаний по математике; повышение качества образовательного процесса; повышение мотивации изучения как предмета в целом, так и отдельных  тем; вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность; формирование способности применять знания, умения и навыки в реальной жизни; возрастание социальной активности учащихся; воспитание толерантного отношения через взаимодействие в процессе обучения. Моя деятельность состояла из трёх этапов: подготовительного, собственно экспериментального и обобщающе-аналитического. На подготовительном этапе мной были выявлены факторы, способствующие повышению мотивации и самостоятельности учащихся; определены средства обучения (программа по алгебре Дорофеева Г.В. – 8 класс, Мордковича А.Г. – 10 класс общеобразовательный и профильный уровни; программа по геометрии  Атанасяна Л.С. 8-11 классы; УМК этих же авторов; комплекты дидактических материалов и цифровые образовательные ресурсы); решены вопросы ресурсного обеспечения (интерактивное оборудование, электронные учебные пособия по алгебре и геометрии с комплексом  теоретических материалов, лабораторных работ и практикумов), разработан план опытно-экспериментальной работы.

Задачей второго этапа было моделирование и апробация уроков и внеклассных мероприятий с применением компетентностных форм: методик - ситуаций «включения», ситуаций выбора, групповой работы с обязательными требованиями к каждому члену группы, самостоятельной работы на разных этапах изучения темы; технологий – личностно-ориентированного обучения, проектирования, дебаты. Участие в работе районной проблемной группы «Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях компетентностно-ориентированного образования» позволило наработать и представить в системе приёмы актуализации субъектного опыта ученика на разных этапах урока; дидактический материал по методике  перевода ученика с одного уровня обучаемости на другой (по Селивановой О.Г.); провести инвентаризацию учебников на предмет наличия ситуаций «включения» и разработать по темам; разработать тесты оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, которые получили положительную оценку в областной творческой лаборатории под руководством Белорыбкиной Е.А., ст. преподавателя кафедры педагогики и психологии КИПК и ПРО. Также на данном этапе реализованы педагогические проекты по темам «Теория вероятности» - 6 класс, «Площади» - 8 класс, «Правильные многоугольники» - 9 класс, в рамках которых созданы групповые проекты учащихся; в 10-11 классах под моим руководством разработаны индивидуальные и парные проекты учащихся. Учебный фильм по применению технологии дебаты во внеурочной деятельности по теме «Графика Эшера» стал учебным пособием для учителей района. На третьем этапе диагностика определения мотивов учебной деятельности (по О.Г. Селивановой) показала, что к 10 классу повысилось количество учащихся с положительным отношением к учению с 61,5 % до 73 %. Количество учащихся, которые относятся к учёбе, как к необходимости составило 8 %, что значительно меньше по сравнению с данными диагностики, проведённой с этими же учащимися в 8 классе (14 %). 

Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели: на протяжении пяти лет повышается качество знаний учащихся; сохраняется положительная динамика участия школьников, а также наличия победителей и призёров в предметной олимпиаде, международном конкурсе «Кенгуру», Всероссийском «Молодёжном математическом чемпионате»; повышается способность учащихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием; увеличивается количество учащихся, занимающихся проектной деятельностью; учащиеся выпускных классов показывают хорошие умения взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, аргументировать, умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения.

Важной составляющей методической системы является внеклассная работа по предмету. Внеклассные занятия предусматривают выполнение групповых заданий, проектов, исследований, написание рефератов, сообщений и т.д. Такая работа ведется по принципу системности с 5 по 11 класс. Считаю, что представленная методическая система имеет практическую значимость для использования не только учителями математики, но и других предметных областей.
Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: ситуации выбора, мотивация, дебаты, самостоятельная, групповая, самостоятельность, результативность, ситуации «включения», системность
Просмотров: 7159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz