Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя математики
[ ] 03.03.2011, 10:00
Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике

Людмила Дмитриевна Брезгина, 
учитель математики высшей категории 
МОУ СОШ д. Быданово Белохолуницкого района 
Кировской области, bydanovo@mail.ru

Ведущая педагогическая идея – всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива, самодеятельность, способность к творческому преобразованию действительности.
Выделяют следующие характерные черты опыта творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой структуры объекта и его новой функции; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности для выработки нового; нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств; построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

Цель: создание на уроках математики и во внеурочной деятельности условий для формирования опыта творческой деятельности учащихся.

Задачи:
1. Отбор методов обучения, основанных на деятельном подходе для управления процессом формирования не столько знаний и умений учащихся, сколько развитием мышления и формированием их опыта творческой деятельности. 
2. Разработка и применение приемов формирования опыта творческой деятельности учащихся, способствующих развитию личности ученика, его творческих способностей.
3. Создание мотивационных условий для творческой деятельности обучающихся в процессе обучения математике.

Система работы основана на следующих принципах: деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, дифференциации, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Особенности содержания. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ д. Быданово математика изучается на базовом уровне по учебникам Г.В. Дорофеева в 5-9 классах и А.Г. Мордковича в 10 и 11 классах.

Для формирования опыта творческой деятельности учащихся, в дополнение к учебникам, разработаны творческие задания для самостоятельной работы при изучении нового материала, обобщения и систематизации.

Для организации учебной деятельности по выстраиванию новых знаний разработаны уроки в технологии мастерской по темам «Площадь параллелограмма», «Способы решения квадратных уравнений», «Теорема Пифагора», «Площадь трапеции», «Способы решения иррациональных уравнений».
Для реализации управляемого самообучения вводится технология модульного обучения-разработаны модули по темам: «Площади фигур» (8 класс), «Последовательности» (9 класс), «Логарифмы» (11 класс), «Квадратные уравнения» (8 класс), «Многочлены» (7 класс) и др.; разработаны  приемы работы с учебником. 

Методы обучения. Основным способом организации урочной и внеурочной деятельности учащихся являются следующие методы: проблемный, исследовательский и метод проектов.

Средствами формирования опыта творческой деятельности учащихся являются творческие, поисковые и проблемные задания. Для развития творческого мышления учащихся, формирования опыта их творческой деятельности эффективным средством являются и занимательные задания. Мною разработаны занимательные задания для: устной работы, повторения учебного материала, осознания, осмысления нового учебного материала, формирования алгоритма действий, умений, творческой самостоятельной работы.

Формы организации обучения учащихся. Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике осуществляется через разные виды и формы организации учебной деятельности (мастерские, написание проектов, учебное исследование), через проблемные задания и проблемные задачи. Наряду с традиционными формами обучения используются и следующие формы организации учебного процесса: уроки с изменёнными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой, уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации, уроки, основанные на оригинальной организации, уроки по аналогии с организованными событиями, уроки с известными формами и методами деятельности.

Проводятся следующие нестандартные уроки:
1) уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, математический бой, КВН, дидактическая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина…;
2) уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж, …;
3) уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать!»…;
4) уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,  аукцион, регламентированная дискуссия, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал…;
5) уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки…;
6) уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, учебный совет, суд…;
7) уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок- сюрприз,  урок-путешествие …;
8) использование на уроках нетрадиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут «счастливый случай», «звездный час», «кто хочет стать отличником?», «пан или пропал».

Результаты обучения. В результате учащиеся накапливают опыт работы с учебным материалом, опыт работы с учебником, приобретают навыки самостоятельной деятельности, хотят и любят выполнять творческие задания, не желают получать готовые знания, приобретают опыт преодоления трудностей, желают выполнять исследовательские работы, с желанием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, в школьном математическом марафоне «Пчелка». Результаты ЕГЭ по математике показывают стабильно высокий результат обучения. Уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по предмету ежегодно составляет 100%. Выросла средняя отметка по предмету. В 2008-2009 учебном году выпускники получили наивысший балл по району при сдаче ЕГЭ по математике (второй по Северному образовательному округу), и все поступили в вузы на бюджетные места с профилирующим предметом «математика». Увеличился удельный вес обучающихся на «4» и «5». Ежегодно увеличивается удельный вес обучающихся, выполняющих творческие и исследовательские проекты. Увеличился удельный вес обучающихся, принимающих участие в олимпиаде по математике на уровне образовательного учреждения, он дошел до 100%. Ежегодно учащиеся занимают призовые места на районной олимпиаде по математике. За последние три года 6 учеников стали призерами муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике. В течение пяти последних лет учащиеся получают дипломы первой степени за исследовательские работы, представленные на районной научно-технической конференции исследовательских работ учащихся, а в 2011 году получили диплом первой и второй степени. В течение последних четырех лет обучающиеся являются участниками Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», имеют дипломы данного фестиваля. Ежегодно принимают участие в конкурсе - игре «Кенгуру», в последние годы количество участников дошло до 100% - отмечены Похвальными грамотами и призами конкурса, имеют первые и  призовые места на уровне района. В течение двух последних лет учащиеся принимают участие в заочной межрегиональной физико-математической олимпиаде - в 2009 году - два участника - Диплом победителя; в 2010 году – 4 участника – все получили Похвальные грамоты, в 2010-2011 уч. г.- 2 участника районного математического марафона получили Диплом второй и третьей степени.

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: творческая деятельность
Просмотров: 2530 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz