Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя математики
[ ] 02.03.2011, 11:39
Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр

Шемелова Светлана Евгеньевна,
воспитатель первой квалификационной категории 
МДОУ № 49 г. Кирова,
e-mail: detskijj-sad49@mail.ru

Ведущая идея моей деятельности состоит в организации целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности для развития математического мышления детей дошкольного возраста.
Современный дошкольник должен не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственную активность.

Работа строится на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которое благоприятно для умственного развития ребёнка.

Концепция по дошкольному образованию, федеральные государственные требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. 

Математические способности дошкольников - индивидуально-психологические особенности детей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков и определение успешности выполнения математической деятельности.

Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлено особой спецификой, так называемых познавательных и интеллектуальных способностей. Исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка:
  • гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность; 
  • умение варьировать способы решения познавательной проблемы;
  • легкость перехода от одного пути решения к другому;
  • умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умения находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям?

Цель моей работы: повысить уровень развития математического мышления дошкольников.
Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач:
а) создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;
б) способствовать формированию мыслительных операций, высокой  познавательной  мотивации, инициативы в деятельности и в общении;
в) вовлечение родителей в образовательный процесс.

Ожидаемый результат: создать систему интеллектуальных игр, способствующих повышению уровня развития математического мышления.

Организация деятельности педагога и детей по реализации поставленных задач осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.

Основными методами являются метод проектов и экспериментирование. 

Формы организации.
Процесс организуется как интегрированные занятия с применением познавательных игр, так и в самостоятельной деятельности детей  (самостоятельно-исследовательская, индивидуально-творческая деятельность в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды).  Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. 

Содержание деятельности.
Развивать интеллектуальные способности дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Формирование математического мышления включает в себя поэтапное развитие мыслительных процессов: сериация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Всё это является базой для формирования суждения и умозаключения.

Для решения данных задач мною была создана развивающая математическая среда, в которую вошли: 
  • дидактические игры (сенсорные «Матрёшки», «Найди по указанным признакам», «Подбери узор», «Витрины магазина», «Сравни и подбери»; моделирующего характера «Найди по контуру», «Волшебная дощечка» и другие);
  • развивающие игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Б.П. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Соты Кайе», «Точки», игры Воскобовича, Зака);
  • математические развлечения (игры на плоскостное моделирование - Пифагор, Танграм, Волшебный круг; игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, математические фокусы).
Эти игры учат действовать «в уме», логически мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.

Вовлечение родителей в педагогический процесс, информирование их по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников и участие в математических праздниках заметно повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.

Итоги моей работы:
  • сфомированность поисковой активности  к процессу познания математики;
  • дошкольники самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
  • сформированы умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
За последние три года мои воспитанники стали призёрами муниципальных  конкурсов «Муравейник», «Знаток - дошколёнок», «Умники и умницы».
Определение результатов работы не означает её конец. Выявляются новые противоречия, исследуются новые возможности и формы организации работы с воспитанниками и родителями, обеспечивая преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Литература:
  1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание  №8 с. 101 2008г.
  2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
  3. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
  4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 1996г.
  5. Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 1979г.
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г.
  7. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.
  8. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.
  9. Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
  10. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание  №8 с. 42 2005г.
  11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
  12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
  13. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: моделирование, Игры, мыслительные операции, поисковая активность, математическое мышление, Логические задачи, интеллектуальные способности
Просмотров: 2113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz