Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя-логопеда
[ ] 03.03.2011, 17:01
Методическая система учителя-логопеда
«Формирование связного учебного высказывания 
с опорой на логические операции мышления 
младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Елена Юрьевна Витвицкая,
учитель-логопед,
заместитель директора 
по учебно-воспитательной работе 
высшей квалификационной категории
МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» 
г. Кирова, school-k3@mail.ru

Ведущая идея: взаимосвязанность развития интеллекта и языковой компетенции; овладение моделями связного высказывания, опирающимися на логические мыслительные операции и наглядность (рисунки, символы, модели, схемы с данными фрагментами высказываний), с постепенным переходом от невербальных объектов к вербальным, к использованию учебной терминологии. «Речь является и средством общения, и формой существования мысли… при этом данные функции формируются одна через другую и взаимодействуют одна в другой» (С.Л. Рубинштейн).

Теоретическое обоснование: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теория периодизации умственного развития Ж. Пиаже и Дж. Брунер; теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна по психологии речи; теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина.

Цели: 
- глобальные: сформировать умение осуществлять связное учебное высказывание с опорой на развитие логических операций мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня (по классификации Р.Е.Левиной, у них первично сохранен слух и интеллект, но речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития; недостаточно развита связная речь)

- этапные: 1) сформировать умения логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, конкретизация…) на невербальном материале; 2) сформировать и развить умения связного высказывания с опорой на логические операции мышления на вербальном неучебном материале;  3) сформировать и развить умения связного учебного высказывания (с использованием учебной лингвистической терминологии) с опорой на логические операции мышления.

- оперативные: 
1) сформировать умения основных по возрасту мыслительных операций; 
2) автоматизировать правильное звукопроизношение, расширить словарный запас (в том числе учебной терминологии в соответствии с программой по русскому языку), развить грамматический строй речи, расширить объем используемых языковых средств; 
3) сформировать основные модели связного высказывания с опорой на логические мыслительные операции и наглядность (например, «Общее то, что…», «Различаются тем, что…», «Закономерность в том, что…»);
4) ввести в данные модели учебную терминологию;
5) сформировать умения задавать вопросы на основе этих моделей;
6) сформировать умения синонимизирования моделей связного высказывания и выбора оптимального варианта модели;
7) развить память, внимание, речемыслительную деятельность, коммуникативные умения, умения самоконтроля и планирования своей учебной и речевой деятельности. 

Особенности содержания. Формирование связного учебного высказывания с опорой на развитие логических операций мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня осуществляется в три этапа, за один-два учебных года, параллельно основной коррекционно-развивающей работе по преодолению общего недоразвития речи (третьего уровня) и нарушений письма и чтения, обусловленного им. На логопедических занятиях используются упражнения, направленные на формирование и развитие логических операций мышления на неязыковом материале (первый этап), затем – на вербальном неучебном материале (второй этап), и – на вербальном учебном материале, с включением учебной лингвистической терминологии, соответствующей программе начального общего образования по русскому языку (третий этап). 

Примеры заданий:
1 этап. 1) «На что это похоже?» Каждый предмет на рисунке закрыть той геометрической фигурой, которую он напоминает. 2) Сравни рисунки, найди семь отличий. Сравни фигуры левой и правой половин листа. Одинаковые фигуры обведи, отличающиеся фигуры раскрась. 3) Найди закономерность и продолжи ряд (нарисуй недостающие фигуры).

2 этап. 1) Чем похожи, не похожи? (Волк – собака, апельсин – помидор, бабочка – воробей). 2) «Словесный волейбол» (с мячом). Назови, какие ты знаешь фрукты (овощи). 3) Закончи предложение: Если бы я был(а) …, то …, потому что… (Если бы я была фруктом, то я была бы зеленым мандарином, потому что не хочу, чтобы съели.). Я хотел(а) бы узнать, почему… 

3 этап. 1) Какие общие грамматические признаки в данных словах? 2) Найдите «лишнее» слово из данных. Объясни свой выбор. (Тема: «Однокоренные слова»). 3) На какие группы можно разделить данные слова по количеству слогов (букв, звуков), наличию мягких (твердых) согласных? 

С помощью сравнения создаются проблемные ситуации. Например, предлагается сравнить группы слов, найти различия и «открыть» закономерность. Выразив эти различия в связном высказывании, ученики формулируют правило и решают проблему.

Средства обучения: тренинговые карточки; учебно-дидактические пособия, игры для развития логических мыслительных операций; модели высказываний с символами языковых объектов, с опорными словами («Задачи занятия: повторить… узнать… научиться…» и др.); схемы с фрагментами высказываний («Я думаю, что в этом задании надо…», «Лишнее то, потому что…», «Можно разделить на такие группы…» и другие), планы вопросные и схематические; Интернет-ресурсы.

Технологии: коммуникативно-деятельностного подхода, приемы развивающего обучения, информационные технологии в образовании.

Методы обучения: словесно-наглядные, коммуникативные (диалог), частично-поисковый. 

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая.

Предполагаемый результат: умение осуществлять связное учебное высказывание в ситуации учебной деятельности. Инструменты мониторинга сформированности умения: тестовые задания, наблюдения, собеседования.
Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: невербальный материал, классификация, опорные слова, обобщение, схемы, сравнение, вербальный материал
Просмотров: 1497 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz