Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:32

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя физики
[ ] 15.03.2011, 13:38
Развитие речи учащихся в процессе обучения физике

Людмила Валерьевна Ухова,
учитель физики
МОУ СОШ №14 г. Шахуньи
 Нижегородской области

Новые образовательные стандарты определяют цели и методы обучения физике. Личностно-ориентированная образовательная парадигма истолковывает образовательный процесс как человекосозидающий процесс, признающий субъективность ученика, определяющий направление личностного развития его.

Цель современного образования – не только усвоение суммы знаний, но и развитие способностей личности, нужных ей самой и обществу, умение принимать самостоятельное решение, представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов, что позволит ребенку успешно адаптироваться и самореализоваться в современном мире. 

В соответствии с этим мною была создана собственная методическая система учителя – целостность взаимосвязанных элементов: цель, методический стиль учителя, особенности организации учебной деятельности учащихся.

Цель педагогической деятельности: создание условий для развития речи учащихся в процессе активной познавательной деятельности, обеспечивающей успешное профессиональное самоопределение ученика.

Задачи: 
  • Развитие потребности у ребёнка в познании окружающего мира на основе устойчивого интереса к предмету.
  • Формирование умения свободно и правильно говорить, приобретение необходимого уровня физической грамотности и коммуникабельности, навыка публичного выступления.
  • Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.
Успешность выполнения поставленных задач зависит от взаимоотношения 

Этому способствуют мои педагогические принципы: принцип научности и доступности, принцип контекстности (использование текста для усиления познавательной активности и профессионального определения), принцип сотрудничества (учитель и ученик как  соавторы учебного процесса), принцип индивидуальности (создание условий для развития индивидуальности личности), принцип диалогичности (преобразование учебного материала в основу для диалога, основанное на равноправии, доверии и взаимном уважении), педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, доверие к ним, соблюдение их интересов).

Реализация этих принципов определяет мой методический стиль, девиз которого - «Умей слушать, и услышат тебя». Мой методический стиль – это собранность, самообладание, доброжелательность и постоянство в предъявлении разумных требований, создание на уроке ситуации успеха и атмосферы творчества, познавательного поиска, возможности самостоятельного действия, участие в диалоге без боязни высказывать свою точку зрения.

Для достижения поставленной цели в своей работе я использую технологию личностно ориентированного обучения, основой которой является развивающее обучение и дидактические принципы педагогики сотрудничества. При планировании учебного занятия обращаю внимание на соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся, на коллективные способы обучения, делаю опору на субъективность личности ребёнка, уровень его самостоятельности и мотивации, на возможность выбора способа действия. Применение проблемного метода изучения материала с использованием текста научно-популярной и художественной литературы в сочетании с ИКТ даёт хороший результат.

Ведущей формой обучения является урок, форма проведения которого определяется содержанием и задачами урока. Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. Наряду с традиционными методами обучения применяю инновационные, например, метод проектов, игру-соревнование, суды, свободные дискуссии, исследовательский метод.

Для развития речи учащихся на уроке физики использую следующие виды деятельности:
  • Работа с научным и художественным текстом, которая позволяет вовлечь в работу всех учеников, а прецедентные тексты (сказки, притчи, афоризмы, пословицы, легенды и тому подобное) вызывают интерес к изучаемому материалу. Так, на уроке в 7 классе по теме «Давление» объяснение пословиц «Шила в мешке не утаишь» и «Палец в рот не клади» с точки зрения физики позволяют закрепить материал и дать возможность высказать свою точку зрения, аргументировано отстаивает ее. Работа с текстом романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» позволяет учителю организовать  мини-исследование: предложить аппарат для исследования заданной в тексте глубины (урок «Давление на дне морей и океанов»). Работа с текстом может иметь разные уровни сложности: мобильный поиск информации, заполнение таблицы, составление  вопросов классу, составление задачи на основе текста. В 7-8 классах учащиеся ведут словарь терминов, в котором дается краткое пояснение  нового термина, изученного на уроке. Ведение словаря обогащает научный язык учащегося, его физическую грамотность. 
  • Подготовка сообщений: ОИФ (очень интересный факт) и «Спорим, что вы не знали…». Домашние заготовки учащихся «ОИФ» и «Спорим, что вы не знали…» по истории открытий закона или явлений, биографии ученого, о достижениях науки и тому подобное помогают учащимся проявить и раскрыть себя на уроке, научиться публичному выступлению (кратко, четко, ярко, доказательно выразить свою мысль в устной форме). 
  • Проектная и игровая деятельность – мощное средство развития речи. Ролевые игры-суды (суд над инерцией, трением и другое) – это уроки-обсуждения аргументов «за» и «против», требующие  знание предмета и умения представлять и отстаивать аргументы. В старших классах провожу дебаты, например, по использованию атомной энергии.
  • Театрализация, способствующая развитию речи. Сценки, мини-спектакли, сценарии которых заимствуются у коллег в публикациях и в сети Интернет, а также сочиняются мною совместно с учениками. В мини-спектаклях, как, например, «Королева электричества», «Город-термоград», используются занимательные физические опыты, поэтому актеры должны владеть навыками эксперимента, соблюдать правила безопасности, грамотно комментировать происходящее. 
Систематическое и планомерное использование предлагаемых методов даёт положительный результат.
Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: развитие речи учащихся, физическая грамотность, приемы и методы работы
Просмотров: 2063 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz