Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:35

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя физики
[ ] 10.03.2011, 13:18
Развитие познавательного интереса 
в процессе реализации личностно-ориентированного подхода 
на уроках физики основной школы

Надежда Витальевна Фирюлина,
 учитель физики и информатики
МКОУ «Лицей города Кирово-Чепецка 
Кировской области»

Проблема познавательного интереса по-прежнему является одной из ключевых в педагогике, а в современных условиях приобретает еще большую остроту и актуальность. В контексте личностно-ориентированной парадигмы образования она приобретает новое содержание, нужны новые подходы и методы в ее решении.
Разработка проблемы формирования и развития познавательного интереса школьников в методике преподавания физики осуществляется в нескольких направлениях: изучение возможностей использования специфических для физики стимулов познавательного интереса; исследование возрастной динамики значимости средств воздействия на познавательный интерес учащихся к физике; определение системы основных направлений в деятельности учителя и т. д. Мы в своей работе делаем акцент на то, что именно организация личностно-ориентированного обучения физике способствует формированию познавательного интереса учащихся. 
Нами был выявлен и теоретически обоснован комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию познавательного интереса школьников в процессе реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики основной школы. Он включает в себя следующие компоненты:
  1. использование методов, средств и форм организации обучения физике, соответствующих когнитивным стилям учащихся; 
  2. создание вокруг ученика личностного пространства из физических явлений и процессов, позволяющего сделать физические знания частью его жизни путем активизации субъектного опыта ученика и включения его в процесс познания. Сущность данного условия состоит в том, что, организуя личностно-ориентированное обучение, учитель должен, прежде всего: признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым субъектным опытом; организовать особую деятельностно-творческую среду, позволяющую раскрыть субъектный опыт ученика и включить его в процесс познания физики;
  3. приобретение и овладение знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе сотрудничества участников учебного процесса (учитель – ученик, ученик – ученик);
  4. организация учебного познания согласно циклу научного познания, что позволяет превратить обучение физике в активную, мотивированную, личностно значимую познавательную деятельность; 
  5. включение кроме предметного компонента в содержание учебного материала по физике совокупность личностного и аксиологического;
  6. создание на уроке ситуаций выбора, предоставляющих ученику необходимое пространство свободы для определения основных компонентов своего образования: целей, задач, форм и методов обучения, личностного содержания (сверх образовательного стандарта);
  7. обеспечение состояния успешности каждого школьника и позитивного эмоционального фона при освоении физики.
Также разработана методика организации типичных видов учебных занятий по физике в основной школе, на которых в процессе реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается для каждого ученика комфортная и одновременно развивающая учебная деятельность, обуславливающая формирование и развитие познавательного интереса. Основной формой организации учебных занятий по физике, как и прежде, остается урок того или иного типа. Поэтому условия, входящие в комплекс, отбирались не только с точки зрения их необходимости для процесса формирования интереса, но и с точки зрения их реализуемости на уроках физики. Наиболее распространенными являются занятия, посвященные изучению нового материала, решению задач и выполнению лабораторных и практических работ. Внедряемая методика потребовала пересмотра требований к организации данных уроков физики и их основным компонентам. 

Обязательными элементами практически каждого урока, имеющего личностно-ориентированную направленность, являются этапы мотивация – целеполагание (субъектное целеполагание) – актуализация субъектного опыта. Данные структурные элементы урока позволяют сделать информацию урока для учащихся значимой (а значит и необходимой) путем связи с их интересами и волнующими проблемами. Также важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Рефлексия помогает оценить полученные результаты, способ достижения цели, обнаружить причины неудач или проблем, определить цели дальнейшей работы. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.

Главной перспективой предлагаемой организации уроков физики с личностно-ориентированной направленностью является, прежде всего, переосмысление самой методики их конструирования. Такие уроки вовлекают школьников в активную познавательную деятельность; приобретаемые знания несут определенный личностный смысл, происходит задействование субъектного опыта; наряду с усвоением фактического материала через различные виды деятельности происходит развитие личностных качеств и способностей детей, что само по себе достаточно сложная задача.

Технология деятельности учителя по формированию познавательного интереса школьников выстраивается на основе логики научного познания (В. Г. Разумовский, Ю.А. Сауров) и состоит из следующих этапов. На этапе отбора фактов происходит изучение личности школьников, определяется уровень сформированности и качество развития познавательного интереса. На этапе построения модели осуществляется определение познавательного профиля каждого учащегося, подбор комплекса мер, способствующих формированию познавательного интереса школьников к физике. На третьем этапе (выдвижение следствий) определяется стратегия деятельности учителя, выстраивается системы работы по предмету, составляется личностно-ориентированная программа обучения. Четвертый этап (эксперимент) включает в себя следующее: применение построенной модели развития; анализ и оценка результатов работы по выделенному направлению; отслеживание динамики развития; коррекция индивидуальной программы обучения и развития. При таком подходе удается построить целостную систему формирования познавательного интереса к физике в процессе реализации личностно-ориентированного подхода, в которой объединены факты о личности школьника, уровне развития его познавательного интереса, методы развития и диагностики, анализ, коррекция результатов и т.д.

В рамках проводимого эксперимента были использованы диагностические приемы, выявляющие состояние познавательного интереса до, в ходе и после целенаправленного воздействия на него. Чтобы выявить изменения в познавательном интересе школьников к физике, необходимо было определить его исходное состояние. Для этого первое полугодие 7-го класса обучение в экспериментальных и контрольных классах велось по традиционной системе. В конце первого полугодия была проведена полная диагностика: создавался мотивационный и познавательный профиль как каждого ученика в отдельности, так и класса в целом, выяснялся уровень развития познавательного интереса к физике на основе проведения анкетирования, тестирования, наблюдений учителя и бесед с учениками.

Во втором полугодии в экспериментальных классах осуществлялась реализация определенных нами идей развития познавательного интереса. В конце года снова проводилось необходимое обследование с целью первоначального определения тех изменений, которые произошли в результате введения экспериментальной методики обучения. На завершающем этапе итоговое обследование позволило определить окончательные результаты. Сравнительные результаты диагностики уровня развития познавательного интереса контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента представлены в таблице 1 и на рис. 1.

Таблица 1
Результаты диагностики уровня развития познавательного интереса


Рисунок 1. Диаграмма 1

Можно увидеть, что в обеих группах наблюдается рост показателей. Для определения различий и достоверности полученных результатов использовался критерий Хи-квадрат. Эмпирическое значение критерия, получаемое при сравнении характеристик контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента 1,0782, что ниже критического (7,815), значит, состояние контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05. Значение критерия после окончания эксперимента 27,7782, что больше теоретического. Делаем вывод: достоверность различия состояний контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента составляет 95%, а это означает – эффективность развития познавательного интереса значительно выше при использовании методики.

Кроме отслеживания динамики и характера развития познавательного интереса, необходимо было проследить за овладением учащимися соответствующими знаниями и умениями по предмету, что является необходимым условием эффективности представляемой методики. 
Для этого использовалась технология тестирования, позволяющая получить достоверные и объективные данные об уровне обученности школьников независимо от программ, технологий и методов обучения.

Таблица 2
Результаты тестирования

Результаты табл. 2 показывают, что уровень усвоения программного материала значительно выше в экспериментальных классах, причем в этих классах наблюдается рост всех показателей, тогда как в контрольной группе параметры остаются примерно на одном уровне.

Сравнение различных показателей, полученных в разные годы работы по экспериментальной методике, подтвердили эффективность использования комплекса условий, позволяющих развивать познавательный интерес в процессе реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики основной школы. 
Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: познавательный интерес, методика обучения физике, личностно ориентированный подход
Просмотров: 2791 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz