Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:29

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Методическая система воспитателя [19]
Методическая система учителя [27]
Методическая система педагога дополнительного образования [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая система педагога » Методическая система учителя

Методическая система учителя биологии и экологии
[ ] 15.03.2011, 13:12
Наталья Ивановна Шишкина,
учитель биологии и экологии
МОУ Гимназии имени Александра Грина г. Кирова

… Общение с природой не только доставляет 
эстетическое наслаждение, но и влияет 
на формирование мировоззрения детей, 
на их нравственное развитие, 
расширяет их кругозор, обогащает впечатление.
К.Д. Ушинский

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять три "стратегические" задачи: 
  1. Убеждать учащихся в необходимости охраны окружающей среды. 
  2. Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области. 
  3. Привлекать всех участников образовательного процесса к решению экологических проблем микрорайона школы.
В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе у меня сложилась своя система работы по достижению поставленных задач, через следующие направления деятельности: 
  • учебная деятельность на уроках биологии и экологии,
  • внеклассная работа с учащимися, дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предмету,
  • воспитательная работа с классом. 
Изучение биологии и экологии возможно лишь при использовании активных форм обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся являются рефераты, посвященные экологической тематике: «Влияние деятельности человека на многообразие видов», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Кировской области», «Проблема загрязнения реки Вятки» и т.д. Такие устные журналы как «Человек и природа» способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного - следственного  мышления. 

На уроках применяю активные формы: урок – исследование «Лаборатория эколога». Урок может быть проведен при изучении курсов «Общая биология» и «Экология». Учащиеся с удовольствием выступают в роли экологов и получают практические знания по проведению исследования. Урок - диспут «Проблема рационального использования видов и сохранение их многообразия», данный урок провожу в 11 классе при изучении темы «Антропогенные факторы». В ходе урока учащиеся знакомятся с глобальными и региональными воздействиями антропогенных факторов на окружающую среду. Урок - дискуссия по проблемам окружающей среды, на который приглашаются специалисты в области экологии. Здесь у нас тесное сотрудничество с городским экологическим центром. В своей работе использую деловые игры – «Царь ли природы человек?», «Время собирать камни»,  которые  формируют опыт принятия экологически целесообразных решений. 

Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Экскурсии на предприятия - теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым. С ребятами посетили очистные сооружения ОАО «Кировские коммунальные системы», были в Сетевой лаборатории анализа и мониторинга окружающей среды по области, в Центре охраны окружающей среды и природопользования. 

Внеклассная работа включает организацию кружков, факультативов, дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предметам биологии и экологии. Разработаны и утверждены на методическом совете Гимназии программы кружков «Юный эколог» для учащихся 5-го класса, «Экология растений» для учащихся 6-го класса, «Экология человека» для учащихся 8-го класса, «Экология города» для учащихся 9-го класса. Цель данных кружков - воспитание у учащихся экологической культуры на основе формирования системы экологических знаний и умений. Для учащихся старшей ступени разработан факультатив «За страницами школьного учебника», который формирует общенаучную биологическую картину мира, посредством расширения кругозора учащихся, закрепления, совершенствования и углубления биологических и экологических знаний, практических умений и навыков.

С первых дней моей педагогической деятельности пыталась найти такую форму экологической работы со школьниками, которая бы объединяла всех учеников, не равнодушных к проблемам взаимоотношений человека и природы, стремлением помочь решению этих проблем.  Так родилась идея создания школьного научного общества «Экос», которое  начало свою работу в 2001 - 2002 учебном году.

Его структура, учитывающая особенности работы по разным направлениям и с разновозрастными группами школьников:
  • Юные исследователи природы (для учащихся 5-6 класса).
  • Исследователи окружающей среды (для учащихся 7-8 класса).
  • Исследователи и аналитики экологических проблем (для учащихся 9-11 класс). 
Результатами работы научного общества явилось определение экологического состояния микрорайона школы и подготовка рекомендаций для общественности.

Вместе с учащимися, проявляющими особый интерес к биологии и экологии, были проведены индивидуальные исследования: 
  • «Умственная работоспособность в классах углубленного изучения математики и образовательных классов». Данная работа получила диплом ІІІ степени на научно-практической конференции, диплом ІІ степени на конгрессе «Шаг в будущее» 2005г.
  • «Роль семьи в выборе профессии», работа получила диплом за практическую значимость на конкурсе Вернадского 2011г. 
  • «Фитотоксичность строительных материалов»; 
  • «Влияние биологических ритмов на успешность обучения»;
  • «Влияние плоскостопия на нарушение осанки»;  
  • «Рациональное питание» и т.д.
Третье направление моей работы - воспитательная работа с классом. В основной школе активно использую технологию проектов. Разработанный с учащимися моего класса проект «Мир вокруг нас, мы вокруг мира» (2002 – 2007гг.), и реализуемый в настоящее время, имеет цель: научить детей видеть прекрасное вокруг себя, сохранять сокровища растительного мира посредством облагораживания территории своей родной школы и микрорайона - дает прекрасный результат: вокруг школы все лето чудесные цветники. Чтобы они росли и радовали глаз, учащиеся экологического лагеря на базе класса, где я являюсь классным руководителем, исследовали почву, наблюдали за температурным режимом, влажностью, ветром и другими климатическими факторами. За цветами ухаживают все участники образовательного процесса: учителя, дети в трудовом лагере, родители. По результатам деятельности школа награждена Почетными грамотами и Благодарственными письмами разного уровня и дипломом 2 степени в Конкурсном проекте «Мой зеленый город» в номинации «Групповой проект по озеленению цветочно-декоративной растительностью» 2006г. Внеурочная проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся – готовит к осознанному выбору жизненного, профессионального пути. 

Таким образом, результаты системной работы на уроках биологии и экологии и внеурочной деятельности учащихся отражены в диагностике «Самооценка уровня экологического поведения». Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: 
  1. Интересуют ли тебя проблемы окружающей среды?
  2. Приходилось ли тебе наносить вред природе и окружающей среде?
  3. Приходилось ли тебе оказывать помощь природе и окружающей среде?
  4. Готов ли ты к самостоятельной работе по охране окружающей среды?
  5. Кто или что влияет на формирование твой экологической культуры? 

Категория: Методическая система учителя | Добавил: Администрация | Теги: Экология, биология, интеграция, экологическое образование
Просмотров: 4559 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz